Блог Анны Акуловой

Рассказываю о копирайтерских буднях, делаю конспекты книг и делюсь интересными (и не очень) мыслями.

🔔 Теперь чаще обитаю в телеграме → мой канал

Кейс Авито: как благодаря тексту деньги пользователей стали на 55% реже зависать между счетами

В интерфейсах редко бывают чисто редакторские задачи. Обычно ты рука об руку с дизайнером пилишь макет, потому что пользователи воспринимают экран целиком. Этот кейс — исключение.

Здесь мы сфокусировались чисто на тексте, а UI оставили почти таким же, как был. Переделать его совсем или влиять на логику продукта мы не могли — разработчики и продакты пугали загадочными словами «тут монолитная архитектура», а мы несмотря на это хотели потестить гипотезу.

В итоге эффект от работы с текстом превзошёл ожидания. Вот как результаты прокомментировал инициатор задачи:

Место действия: Авито
Период работы над задачей: июнь — август 2023
Команда: UX-исследователь Алтана Кашкалдыкова, дизайнер Катя Шаньгина, я редактор.

Проблема: чем плохи нераспознанные платежи

Чтобы оплачивать продвижение объявлений, многие клиенты Авито используют кошелёк — это раздел в профиле, где хранятся деньги, настраиваются автоплатежи и есть история операций. Пополнять его можно разными способами. Проще всего с карты, но компании предпочитают банковский перевод.

Количество платежей, которые проходят через кошельки на Авито, исчисляется сотнями миллионов. Вручную это разобрать нереально, поэтому всё автоматизировано. Наша система ищет полное соответствие между выставленным счётом и реквизитами, которые пользователь заполнил при переводе. Если находит — отправляет деньги в нужный кошелёк, а если нет — они зависают между счетами.

Когда алгоритм не смог распознать платёж, страдают все участники процесса. Смотрите:

Таких проблемных платежей было довольно много: точные числа назвать не могу, но это 9-значная сумма в рублях каждый квартал. Настало время что-то с этим сделать.

Поиск решения: выясняем, почему ошибаются пользователи

Бизнес попросил нашего исследователя разобраться, как снизить поток нераспознанных платежей. В ход пошли статистика поддержки, экспертная оценка интерфейса и телефонные опросы. Выяснили, что ожидания пользователей и реальность сервиса не совпадает:

В счёте на оплату указаны данные получателя и назначение платежа — их нужно вручную указать у себя в онлайн-банке

Естественно, людям лень вручную заполнять реквизиты, поэтому они ищут способы облегчить себе жизнь. Например:

  • пропускают поле «Назначение платежа», потому что оно кажется бесполезным, хотя на практике алгоритмы именно по нему находят платёж;
  • копируют предыдущий перевод, то есть находят его в истории и повторяют операцию без каких-то изменений — так все реквизиты остаются старыми.

Нюанс в том, что мы ждём от людей правильных переводов, но сами правила в интерфейсе никак не объясняем.

Таким был экран со счётом раньше: в нём нет информации про назначение платежа, зато есть ещё ряд проблем

Так появилась задача по обновлению этого экрана. Как обычно, задача со звёздочкой, потому что надо одновременно:

  • объяснить, как делать перевод;
  • дать лайфхаки вроде копирования текста из счёта;
  • не сломать метрики;
  • максимально сохранить интерфейс, ведь изменения в монолите — это долго, дорого и больно.

Из всех нераспознанных платежей 97,6% приходится на юрлиц — мы договорились, что пока запускаемся только на них и только на десктопе.

Решение: делаем чек-лист и собираем подсказки

Когда мы только обсуждали задачу, всем казалось, что достаточно где-то в первом абзаце добавить пару предложений с посылом «Заполняйте назначение платежа» — и задача закрыта. Но сразу вскрылись другие проблемы: хромает логика, фактические ошибки, вопросы не объясняют, что будет под ссылкой.

Первым делом я поделила наши знания о процессе на две группы:

  • основное — где взять счёт, как заполнить платёжку и когда придут деньги;
  • дополнительное — это то, без чего в принципе можно обойтись.

Из основной информации получилась ёмкая инструкция: делай раз-два-три, и деньги придут в течение дня. Она встала перед кнопкой, потому что так больше шансов на прочтение. Кстати, кнопку мы тоже решили поднять, раньше она терялась.

Из дополнительной информации я собрала что-то вроде FAQ. Два первых ответа были полностью новыми — там лайфхаки по быстрому заполнению реквизитов и объяснение, почему важно назначение платежа. И еще в два пункта упаковалась информация, которая уже была на экране.

Такой получилась первая итерация — этот текст я показала команде

В обсуждениях с командой поняли, что не хватает акцента — в сплошном тексте легко не заметить, из-за чего-то деньги могут не дойти. Поэтому добавили баннер и немного изменили саму инструкцию.

Дальше мнения команды разделились. Вот что обсуждали:

  • каким делать баннер. Я и дизайнер предлагали лаконичный с одной главной причиной, а ребята из бизнеса — более исчерпывающий и со ссылкой на подробности;
  • какой использовать tone of voice. По одной из гипотез, этой страницей будут пользоваться бухгалтеры, у которых свой язык, как у юристов. Пусть он в чём-то канцелярский, но для них более привычный и понятный.

К счастью, в Авито такие споры решаются по-взрослому — через UX-исследования 😋 Мы сделали макеты с двумя версиями баннеров и проверили, какой из них выиграет и действительно ли наш tone of voice окажется непонятным.

Для UX-исследований мы взяли макеты с такой вводной частью

До сих пор мы фокусировались на интерфейсе, но пользователь наверняка закроет сайт Авито, чтобы перейти в онлайн-банк. Максимум перед глазами у него будет наш PDF-счёт с реквизитами. Поэтому мы решили и там поработать с подсказками, а сам счёт захватить на UX-исследования.

Одна из первых попыток доработать счёт — её мы взяли для UX-исследований

UX-исследования: получаем инсайты о пользователях

Наш исследователь Алтана собрала десяток респондентов и показала им два прототипа: половине с коротким баннером, половине с длинным. По ходу задавала вопросы про использование кошелька, как часто его пополняют, бывают ли проблемы и всё такое.

Вот что мы узнали:

  • пользователи одинаково оценивают баннеры — конечно, исследование отличается от реальных условий, но отторжения большой и длинный баннер у них не вызывал;
  • весь текст на экране предприниматели считывают легко, его замечают и понимают именно так, как мы задумывали;
  • с интерфейсом и счётом взаимодействуют разные люди — обычно счёт на оплату формирует менеджер и просто отправляет PDF бухгалтеру, который уже переводит деньги.

Ещё лично меня одна респондентка поразила до глубины души. Она понимала, как важно копировать данные счёта в точности и даже прилежно это делала. А когда мы спросили, что именно она вставляет в поле «Назначение платежа», респондентка показала на… заголовок документа.

Доработки: разделяем аудиторию и фиксируем tone of voice

Исследование позволило нам определиться с финальным видом экрана: мы остановились на длинном баннере, а остальной текст оставили без изменений — он не вызвал проблем у пользователей.

Так изменился текст к концу проекта

А вот со счётом продолжили работу:

  • изменили заголовок на более нейтральный, чтобы не было соблазна скопировать его и вставить в поле;
  • скорректировали формулировки и подачу. Ориентиром здесь стал опыт коллег, которые много работают с бухгалтерией — это позволило не только опираться на знания аудитории, но и проводить мини-коридорки.

В итоге у меня сохранилось минимум 7 вариантов счёта, среди которых были и аккуратные подсказки, и кричащие предупреждения с жирным текстом и капсом. Мы всей командой искали компромисс, и вот что получилось.

Так изменился PDF-счёт к концу проекта

Результат: кратно уменьшили число нераспознанных платежей

Мы передали макеты в разработку в конце июля и спустя месяц изменения выкатились на прод. В итоге поток нераспознанных платежей сократился:

  • по замерам в первую неделю — на 30,42%;
  • по отношению к месяцу — на 55%.

Благодаря этому заметно снизилась нагрузка на бухгалтерию и службу поддержки — видим сокращение часов, а вместе с ними и затрат на работу с нераспознанными платежами.

Послесловие: что я поняла благодаря этому кейсу

Напоследок хочется поделиться парой мыслей:

  • Как и в этом кейсе, в реальной работе UX-редактора написание текста часто занимает меньшую долю времени. Остальное — разбираться в задаче, экспериментировать, участвовать в исследованиях, договариваться.
  • Иногда отстоять свое решение не получается — это нормально. В работе всегда должно быть место компромиссам, пока они не мешают пользователям.
  • Отдельный кайф — видеть результаты и посчитать их в цифрах/деньгах/трудозатратах команды. Пусть даже и не всегда их можно озвучить публично.


Анна Акулова для выставки достижений редакционного хозяйства — 2023.

Почему я люблю участвовать в вызовах Главреда

Вызовы Главреда — это конкурсы для редакторов, которые периодически устраивает Максим Ильяхов. Обычно это происходит, когда он помогает найти классных ребят в какую-то компанию. Например, были конкурсы для Палиндрома, Тильды, Яндекс Такси, Яндекс Практикума, школы Skyeng.

Сам Ильяхов писал в одном из постов, что участвовать в вызовах стоит из-за денег, баллов на бирже и работы. Моя пирамида мотивации немного отличается, тем не менее на апрель 2023 я участвовала в этих конкурсах 6 раз.

Итак, зачем же я вечно вписываюсь в эту редакторскую движуху. Как поется в попсовой песне, у меня на это пять причин.

🔸 Во-первых, размять мозги

На работе ты решаешь конкретные задачи: если это UX-редактура — занимаешься интерфейсами, если медиа — пишешь статьи. Даже когда работа разнообразная, все равно живешь в определенных рамках и по заведенным порядкам. А вызов главреда — это выход за рамки твоих привычных задач и проектов. Очень полезно иногда сделать что-то необычное, чтобы не закисать.

Да, я сознательно строю свою карьеру с фокусом на интерфейсы и продуктовую редактуру, но убеждена: хороший редактор справится с любым форматом. Меня зажигает идея устроить для себя тест-драйв и посмотреть, получится ли в соцсети, бренд-медиа или что-то еще.

🔸 Во-вторых, проверить свои силы

На работе от редактора ждут определенного уровня, при этом клиенту или руководству часто не нужна идеальная работа, достаточно сделать хорошо — и если это работает, то все в порядке. И когда ты во всем этом варишься, порой сложно самостоятельно оценить свой уровень.

Поэтому для меня конкурсная таблица — это такая линеечка, по которой я могу оценить, есть ли еще порох в пороховницах. В этом плане победа для меня не так важна, гораздо круче регулярно оказываться в призовых местах — это показывает, что ты способен выдавать стабильный результат.

🔸 В-третьих, рассказать о себе миру

Ты можешь быть гениальным редактором, то если о тебе никто не знает, попасть в хороший проект будет сложно. Например, главредов обычно сначала пытаются растить внутри, потом ищут среди своих и по рекомендациям и, только если уж совсем не выходит, открывают hh.ru и чаты с вакансиями. А так как я не веду телеграм-канал, не пишу в фейсбуке и не выступаю на конференциях, то нашла для себя альтернативу.

Кажется, это работает: я уже попадала в ситуацию, когда новые знакомые говорили «А я тебя помню, это же ты победила в конкурсе Ильяхова про авторские права».

🔸 В-четвертых, получить баллы на бирже Главреда

Я давно не ищу разовых проектов, но все равно радуюсь, когда чуть-чуть поднимаюсь в рейтинге. Если захочу вернуться к фрилансу, это поможет найти клиентов — по крайней мере, раньше с биржи мне приходили неплохие заказы.

🔸 Бонус: классные предложения по работе и денежные призы

Лично я ни то, ни другое не ставила для себя целью. Но могу подтвердить на своем опыте, что вызов главреда действительно может стать отличным социальным лифтом. После объявления результатов мне приходили письма от Палиндрома, Геткурса, Авито, Альпины, HTML Academy, Посифлоры — и это не считая еще многих не столь известных брендов.

При этом не обязательно становиться победителем — к примеру, больше всего предложений по работе я получила после вызова по SMM, хотя заняла всего лишь третье место. Даже жаль, что соцсети мне не настолько интересны.

Вывод из всего этого один: я советую пробовать свои силы, даже если новые проекты прямо сейчас не нужны. А если вы новичок, то из конкурсной работы может получиться отличный кейс для портфолио.


***

Дальше соберу все свои работы, чтобы они были в одном месте. Ниже очень (очень!) много картинок. Если решу снова поучаствовать в вызове, буду дополнять статью.

🔷 Вызов Главреда об авторском праве. Сентябрь 2020

📍 Моя работа: лонгрид об авторских правах

Суть: нужно рассказать авторам об их правах. Чтобы больше людей узнали, что за свои авторские права можно бороться, охреневшим пиратам можно впаять штраф, а недобросовестным заказчикам — создать проблем.

Результат: первое место.

Что сделала: написала большой иллюстрированный лонгрид, Максим назвал его самым обстоятельным по содержанию. В конце придумала тест для закрепления материала, но он не сохранился, потому что сделыватель тестов больше не работает.

Обложка для статьи, которую я нарисовала карандашами и отсканила. Все совпадения с реальными лицами случайны

🔷 Конкурс книжных рецензий. Январь 2021

📍 Моя рецензия

Суть: нужно прочитать книгу «Ясно, понятно» и рассказать о ней так, чтобы коллеги, друзья и знакомые тоже захотели ее прочитать..

Результат: второе место.

Что сделала: разобрала книгу по призме Ильяхова (в статье есть объяснение, что это такое). Выбрала самые показательные развороты и опубликовала все в блоге.

Конкурсный пост. В описании сразу задавала ожидания — для кого я пишу и зачем

🔷 Визуалити. Февраль 2021

📍 Мои работы: статья про принятие законов и плакаты по ОБЖ

Суть: нужно придумать визуальный рассказ на одну из предложенных тем. Визуальный — то есть опирающийся в первую очередь на визуальные приемы, визуальное повествование и визуальную визуальность в ее самом визуальном виде.

Результат: не попала в зачет, потому что принимались только 75 работ, а мои были далеко за сотней.

Что сделала: немного увлеклась и сделала сразу две работы:

Почти все рисунки делала вручную. Даже смеялась, что карандашные иллюстрации — это мой фирменный стиль, но на самом деле я просто пока еще не умею делать векторные.

Вот такая вышла серия. До сих пор нравится, как получилось

🔷 Вызов Главреда по СММ. Июнь 2021

📍 Моя работа: концепция Инстаграма для кофейни

Суть: нужно сделать вменяемый СММ, как будто он решает задачи бизнеса.

Результат: третье место.

Что сделала: пофантазировала на тему соцсетей для местечковой кофейни. В итоге получилась презентация с чем-то вроде концепции. Там я предложила выйти за рамки Инстаграма — потом мне писали в комментариях, что не приходило в голову подумать в сторону городской активности.

Если неудобно листать все в галерее, можно посмотреть всё то же самое в гугл-презентациях

🔷 Вызов Главреда про бренд-медиа. Ноябрь 2021

📍 Моя работа: концепция журнала для Вкусвилла

Суть: нужно взять любое предприятие и придумать, какое бренд-медиа ему было бы полезно. Представить свою идею так, чтобы менеджерам этого предприятия захотелось это обсудить.

Результат: третье место. Максим сказал, что презентация клевая, но идея по большому счету интересна только Вкусвиллу. Тут не знаю, я бы такое читала, потому что идея родилась на стыке любимого бренда и собственной боли :)

Что сделала: собрала в фигме страницу с презентацией журнала «Авокадо». Он о том, как заботиться о себе, 
природе и друг друге. В рассказе плясала от целевой аудитории — кстати, эти сегменты я не выдумала, а взяла из интервью Андрея Кривенко. Да, я копала глубоко и прочла много всего про бренд и его идею 😀

С этого конкурса прошло полтора года, а я по-прежнему всей душой люблю проект. Во время работы я кайфанула от продумывания идеи и наслаждалась оформлением презентации, а бонусом для меня стало знакомство с полезными плагинами фигмы, которые помогали сделать визуал для работы. Даже хотела сделать подробный кейс в блог о том, как родилась концепция бренд-медиа, но руки так и не дошли.

Проект для Вкусвилла

Скриншот очень длинный, но мне уж очень хотелось сохранить работу здесь для истории

🔷 Вызов Главреда про бренд-медиа 2.0. Декабрь 2022

📍 Моя работа: концепция журнала об искусстве руководить

Суть: придумать бренд-медиа, которое будет интересно в Росси в 2023 году. В этот раз можно даже не выбирать конкретный бренд.

Результат: третье место.

Что сделала: собрала презентацию про журнал для начинающих руководителей. Снова плясала от своей боли — мне оооочень не хватало чего-то подобного, когда я стала тимлидом. А в структуре и нужных блоках ориентировалась на ребят в топе предыдущего вызова.

Большая-большая карусель. На слайде с дополнительными форматами для соцсетей есть видео — если хотите его посмотреть, лучше смотреть в гугл-презентациях))

🔷 Выставка достижений редакционного хозяйства. Декабрь 2023

📍 Моя работа: кейс про нераспознанные платежи в Авито

Суть: написать кейс о чем-то хорошем, что вы сделали в 2023 году как редактор, копирайтер или издатель. Хороший проект, блог, рубрика, статья, гайд, чеклист, серия статей — что угодно, что связано с привлечением и удержанием клиентов с помощью контента.

Результат: пятое место.

Что сделала: описала один из рабочих кейсов в Авито. У нас была большая проблема — люди неправильно заполняли реквизиты при банковском переводе денег для продвижения объявлений. Я переделала инструкцию в интерфейсе и добавила подсказки в счет на оплату. Это позволило на 55% уменьшить количество нераспознанных платежей.

Пост про кейс в моем телеграм-канале. Да, я наконец-то начала его вести в конце 2023 года, к концу января 2024 там почти 100 человек


🔔 Подписывайтесь на телеграм-канал «Аня учится пилить проекты»

Собираю там примеры интерфейсов и делюсь размышлениями про работу UX-редактора → ссылка на канал

Как мы перевели оферту с юридического на человеческий. Кейс Ozon Marketplace

Даже компании с самым дружелюбным tone of voice часто упускают из виду, что cкучную ошибку 404 или рассылку с «Вы» и «Доброго времени суток» пользователи могут и не заметить, а вот самый ужас наступает, когда приходится открыть договор.

Но в Ozon редакция — лапушки-задроты. Мы решили протянуть нашим продавцам руку помощи даже там, где обычно это невозможно.

Место действия: Ozon Marketplace
Проект: договор, который заключает каждый продавец перед работой на площадке.
Период работы: с марта по июль 2021 включительно. Дальше просто правили и дополняли в соответствии со всеми изменениями оферты.
Команда: главный юрист маркетплейса Майя Лаврова, главред Оля Литченкова, я как редактор. Дизайнер, продакт-менеджеры и разработчики маркетплейса.

Что было раньше

Надо сказать, что в Ozon сразу учитывали, как важно продавцам понимать каждый пункт оферты. Поэтому обо всех изменениях мы обязательно присылаем письмо с пояснениями — из него можно узнать, что изменилось, почему и как отразится на работе.

А вот сам договор был таким же, как у всех — стандартная страница с сухим юридическим текстом. Кажется, что даже на уровне визуала он всеми силами пытается помешать в нем разобраться. Структура документа тоже была иной: он состоял из огромной основной части и трех приложений — это делало его громоздким и сложным.

Так выглядел договор в марте 2021 года. Естественно, когда нашлись ресурсы на его переделку, я не могла отказаться от удовольствия поучаствовать в проекте

Как работали над офертой

Решили действовать сразу в трех направлениях:

  • юристы — упростить структуру и формулировки самого документа;
  • редакция — сделать подсказки с переводом каждого пункта на понятный язык;
  • технические специалисты — перенести документ на новый сайт с современным дизайном.

Шаг 1. Собрать референсы и подготовить дизайн

Первым делом мы стали смотреть, как показывают свои договоры другие компании. Нашлись два подходящих референса, на которые мы ориентировались: это лицензионное соглашение игры Cyberpunk и договор Бюро Горбунова.

Так выглядели сайты, которые мы отдали дизайнеру в качестве референсов

Изначально мы тоже хотели сделать параллельный текст: слева — юридический, справа — обычный. Но так не получилось из-за особенностей личного кабинета. Дело в том, что база знаний там открывается в окне, которое занимает всего лишь половину экрана: если его поделить еще на две части, читать будет слишком мелко и неудобно даже с десктопа. А еще будут оставаться некрасивые дыры, потому что оригинальный текст и подсказки разные по размеру.

В итоге дизайнеры расположили подсказки под юридическим текстом — так они точно будут хорошо смотреться на любом устройстве. Каждую подсказку можно закрыть, нажав крестик. Еще мы планировали сделать кнопку, чтобы закрыть сразу все подсказки, но это пока не реализовали.

Макет договора с подсказками. От релизной версии он отличается оглавлением и возможностью сворачивать разделы и скрывать подсказки
Мы честно проверили, как договор будет отображаться в сайдпанели — в итоге поняли, что разумнее поменять дизайн, чем переделывать логику кабинета. Здесь текст подсказки рыбный

Шаг 2. Подготовить подсказки к договору

Когда новый текст договора был готов, у меня началась самая активная фаза. Как я работала:

  1. Проводила созвоны с главным юристом Майей, где мы прошлись почти по всем пунктам. Я старалась проговаривать каждый тезис, даже если вопросов по смыслу не было — нередко оказывалось, что сама я могла бы упустить нюансы. Чтобы досконально разобрать оферту, понадобилось 4-5 созвонов.
  2. Писала текст подсказок в гуглдокументе, стараясь передать весь смысл пункта, а кое-где даже давать дополнительные пояснения — в этом наше отличие от референсов, в которых информация передана только крупными мазками. Мы же сделали полноценный перевод, чтобы продавцы могли его читать вместо юридического текста.
  3. Согласовывала текст сначала с юристом, потом с главным редактором и руководителем отдела.
  4. Отдала готовый текст техническим специалистам. Они создали недостающие элементы по макету и подготовили страницу для дальнейшей работы в GitLab. После этого я проверяла верстку, дополняла текст и вносила все нужные изменения перед публикацией.
Работу вели в одном гуглдокументе, общались там же в комментариях. Все изменения я отмечала цветом, а кусочки для согласования — заливкой

Шаг 3. Опубликовать обновленную оферту

Пока технические специалисты занимались версткой, мы еще доводили подсказки до идеала. Поэтому получив верстку, я приступила к проверке:

  • обновила текст подсказок там, где он перестал быть актуальным;
  • проверила правильность верстки — например, где-то не оказалось списка, а где-то забыли зашить ссылки или они были битыми;
  • настроила навигацию на главной странице раздела — где можно открыть договор, любое приложение или регламент;
  • добавила предупреждение, что подсказки не имеют юридической силы;
  • поставила задачи на редиректы, чтобы по старому URL пользователи не видели ошибку 404 вместо договора и регламентов.

Все это делалось в GitLab. Это было мое первое столь тесное знакомство с сервисом — скажу честно, сначала было страшно. Но потом освоилась, узнала, что такое «коммиты» и «пайплайны» — настолько, что впоследствии GitLab стал постоянным рабочим инструментом наравне с гуглдоками. Надо добавить это в резюме :)

Как договор выглядит сейчас

Когда все было готово, приурочили релиз обновленного договора к ближайшим изменениям и похвастались проделанной работой перед продавцами.

Фрагмент договора на момент публикации этого кейса. Насколько я знаю, к концу 2022 года структура изменится, потому что страница объединит версии для продавцов из разных стран
Примеры подсказок к договору. Вместе с переводом писали дополнительную информацию. Например, в пункте про семплинг (п. 2.20) я решила объяснить, что вложения не повлияют на стоимость доставки — мы знали, что это одно из главных возражений
Анонс подсказок. Текст написала Оля Литченкова

Шаг 4. Сформировать правила подготовки архива

Иногда продавцам нужно вернуться к версии договора за определенную дату — например, если идет судебное разбирательство. Для этого каждую редакцию мы сохраняем и публикуем в виде PDF. Такой файл нужен для юристов и бухгалтеров, поэтому подсказки там лишние.

Держать договор в отдельном документе без подсказок неудобно, потому что можно запутаться в версиях + все новые правки придется вносить и туда, и на сайт. Значит, нужно снимать PDF прямо с сайта. Вот как я придумала действовать:

  • открывала инструменты разработчика в браузере и скрывала все подсказки. Нужно на вкладке Элементы найти div с нужным классом, а затем в стилях для него прописать display: none.
  • генерировала PDF с помощью расширения для Хрома Print Friendly & PDF. Просто скриншот страницы нам не подходил, потому что он не подготовлен для печати, сохраняет элементы интерфейса и не дает ссылку на сайт. А это расширение делает просто идеальные доки для нашей цели.
  • добавляла файл в хранилище и прописывала на странице архива суть каждого изменения и дату вступления в силу.

В конце сентября 2022 я полностью передала проект коллегам. Не все из них привыкли к инструментам разработчика, поэтому подготовила инструкцию с видеоуроком. Показать их не смогу — это внутренние документы.

Что получилось в итоге

Это тот контентный проект, результаты которого очень легко посчитать в цифрах. Смотрите:

  • снизилось количество запросов в поддержку по теме договора на 26% уже в первый месяц внедрения подсказок. Дальше при постоянном росте количества продавцов на площадке контактность продолжала снижаться: например, в январе 2022 пользователей было уже в 2 раза больше, чем в июне 2021, при этом запросов по теме договора на 4% меньше.
  • Customer Satisfaction Index (CSI) страницы с договором лучший из всей Базы знаний. Это показатель, с помощью которого измеряют удовлетворенность клиентов, в нашем случае — оценки статей. У оферты он держится на уровне 80%, а его влияние на общий результат портала — 32%.

Вместе с этим обновленная оферта помогает снять барьер у новых продавцов. На старте у них куча страхов, а такой подход даже к формальному казалось бы договору показывает: Ozon — это партнёр.

Вот такие отзывы на договор мы получаем от продавцов. Посмотреть кейс бренда и оригинал отзыва в Инстаграме


🔔 Подписывайтесь на телеграм-канал «Аня учится пилить проекты»

Собираю там примеры интерфейсов и делюсь размышлениями про работу UX-редактора → ссылка на канал

Чем занимается коммерческий редактор. Кейс Ozon Premium

Мне кажется, проблема работы в больших компаниях в том, что часто ты не замечаешь результата. Ну отправил ты 256 писем и написал 183 подсказки — но разве это повод сказать себе «Я молодец»? А ведь работа коммерческого редактора часто и складывается из писем, подсказок, скриптов для поддержки и кучи контента, который кажется незаметным в общем потоке.

Как я училась UX-писательству в Нетологии

Я тоже с этим столкнулась, но вовремя попала на воркшоп Иры Моториной, который она проводила для курса UX-писателей в Нетологии. Ира рассказывала, зачем нужно «отзумливать» проект и как это сделать. «Отзумливать» — значит подняться от отдельных экранов и подсказочек на уровень продукта, чтобы увидеть полную картину, оценить взаимосвязи и, что греха таить, разглядеть нестыковки, которые мы не заметили.

Примерно такую же процедуру можно провести и со своей работой. Вжух — и ты уже не просто написал каких-то 256 писем и 183 подсказки, а закрыл несколько важных участков в сценарии. В этой статье попробую провести такую терапевтичную работу на примере проекта Ozon Premium, а заодно собрать что-то вроде кейса и показать, чем вообще занимается коммерческий редактор в корпорации. Погнали!

Место действия: Ozon Marketplace
Проект: Ozon Premium — это программа лояльности для продавцов, у которых выгодные цены, быстрая доставка и высокие оценки от покупателей. Участники программы должны давать кэшбэк клиентам со специальной подпиской, а сами за это получают плюшки от маркетплейса.
Период работы: с апреля по июль 2021 включительно. Дальше уже идут рутинные задачки, которые будут за пределами этого кейса.
Команда: главред Оля Литченкова, я как редактор. Дизайнер, продакт-менеджеры и разработчики маркетплейса.

До запуска: тестируем программу и готовим интерфейс

FAQ. В апреле в редакцию пришла задача на первую версию скриптов. Программу только начали тестировать, и в поддержку приходили вопросы:

  • от участников — полноценного хелпа еще не было, приглашали их менеджеры лично, поэтому оставалось много белых пятен;
  • от тех, кто случайно заметил незнакомый значок у других продавцов и захотел узнать, что это такое.

Скажу честно: на этом этапе я больше разговаривала с менеджером Катей, чем писала. Катя пришла к нам уже с драфтом и запросом «вычитать и подредактировать». Но все равно у меня возникло много вопросов: сколько будет длиться тест? а если продавец хочет присоединиться? а нужно что-то платить?

Получился документ с подробными ответами на все вопросы, которые мы смогли предположить. Дальше расширяли его, ориентируясь на реальные запросы в службу поддержки

Приглашение поучаствовать в тестировании. Первое время условия программы не были описаны в Помощи для продавцов, поэтому менеджерам приходилось каждый раз рассказывать их заново. Чтобы не тратить их время, подготовили письмо-приглашение в программу — хотя его по-прежнему рассылали вручную, процесс стал явно удобнее.

Такое письмо менеджеры стали отправлять продавцам, которых хотели пригласить в тестирование Premium-программы

Лендинг в личном кабинете. Тестовых участников становилось все больше, поэтому решили автоматизировать процесс и сделали отдельную страницу программы: там участники могли узнать подробности и сразу подключиться. Ну а мы переписали вычитали текст для этого лендинга.

Таким лендинг видели продавцы, которых мы звали в программу. По клику на «Подключиться» открывалось дополнительное соглашение
Остальные продавцы видели другой текст на первом экране. Еще мы предусмотрели три попапа с информацией о том, что будет дальше

Пока шло тестирование, маркетплейс активно готовился к запуску на широкую аудиторию. Наша команда помогала с текстами на всех этапах: мы писали тексты для интерфейса продавцов, подсказки для покупателей, статью в Помощь. Расскажу о самом интересном.

UX-тексты. Здесь понадобится небольшое отступление. Стать Premium-продавцом могут только самые крутые, а крутость мы отслеживаем с помощью показателей качества, которые уже были у Ozon. Для программы установили порог, и все, кто хотя бы по какому-то показателю опустился ниже, получали штрафные баллы. Набрал больше пяти — вылетаешь из программы.

Чтобы следить за штрафными баллами было удобно, решили сделать что-то вроде дашборда. Ниже покажу, каким он получился.

Фрагменты виджетов, которые продавцы видели в личном кабинете. На картинке отображены не все состояния + некоторые уже изменились спустя время

База знаний. В основу статьи лег FAQ, который я готовила в самом начале. Я его структурировала, наполнила подробностями и иллюстрациями. Позже ссылку на эту статью мы давали во всех коммуникациях.

Так вышло, что даже даже на старте у статьи было несколько итераций: на момент первого анонса еще не утвердили все механики. Но это обычная практика для инструкций — в отличие от рассылок, они продолжают жить весьма активной жизнью.

Драфт первой версии статьи про Premium-программу. Веб-версия с тех пор обновлялась кучу раз, поэтому показываю в гуглдоке

Запуск: прогреваем аудиторию и анонсируем программу

За две недели до старта программы Ozon устроил большой форум для предпринимателей. Там один из топ-менеджеров рассказал о новом проекте. Поэтому все дальнейшие активности были привязаны к этой дате — так мы стали постепенно прогревать аудиторию.

Прогревающие коммуникации. Первая была в день форума: тогда же PR-служба выпустила пресс-релиз, а мы — анонсы на свою аудиторию. На самом деле, это выглядело почти как спецоперация: анонсы должны были улететь сразу же после объявления, поэтому за выступлениями мы следили с особым вниманием.

Так впервые проанонсировали Premium-программу по email и в ТГ-канале

За несколько дней до официального старта снова напомнили о программе — на этот раз поделились статистикой за время тестирования. Публикация была только в телеграме.

Анонс. Здесь главным инфоповодом стали точные условия программы: мы еще оттачивали детали, поэтому точные значения анонсировали только вместе с широким запуском. Рассылка была обычная, а вот для Телеграм-поста главный редактор Оля придумала классную аналогию с Хогвартсом.

Посты в Телеграме

После запуска: оттачиваем детали и делимся новостями

Триггерные письма. Это сообщения, которые приходят автоматически по разным событиям. Я не особо понимаю, как они настраиваются, зато подготовила для них текст и верстку.

Мы выделили три события, для которых нужен триггер:

  • когда продавец набрал много штрафных баллов, и его пришлось исключить;
  • когда продавец сам решил выйти из программы — тогда мы подтверждаем, что все получилось, платить больше не нужно;
  • когда продавец впервые получил приглашение в программу — например, новичок или прокачал свои показатели. Без напоминания здесь не обойтись, потому что мы зовем в программу дважды в месяц (1 и 16 числа) — держать в голове даты и проверять баннеры не так-то просто.

Позже информацию о программе встроили еще и в онбординг для новых продавцов.

Так выглядели триггерные письма для тех, кого мы зовем и кого выгоняем из Premium

Доработки интерфейса. Пока продавцов было мало, мы вручную отключали тех, кто хотел выйти из программы. Но вот пришла пора это автоматизировать. А чтобы знать, почему люди выходят — решили запилить опрос. Под каждым вариантом показываем контраргументы.

Такой опрос у нас получился, правда, не знаю, попал ли он в итоге на прод. Тогда я еще не задумывалась о гендерной нейтральности, а сейчас четвертый вариант режет глаз

Разовые коммуникации. Их было довольно много с разными инфоповодами. Один из примеров — это аналитика. После запуска любой фичи мы бережно собираем данные, по которым потом оцениваем эффективность. Некоторыми из них можем делиться во вне — именно это мы и сделали с Premium.

Самое классное — когда удавалось убить двух зайцев и встроить аналитику в что-то полезное само по себе. Ниже добавила пример такого письма.

Примеры коммуникаций с аналитикой: рассылка сделана в июле, а пост — аж в октябре

Что дальше

Я вела проект до конца 2021 года. Там было еще много коммуникаций, обновления в программе и куча всего интересного. Потом уже я целиком сфокусировалась на работе над UX и  Базой знаний, но это — совсем другая история :)


🔔 Подписывайтесь на телеграм-канал «Аня учится пилить проекты»

Собираю там примеры интерфейсов и делюсь размышлениями про работу UX-редактора → ссылка на канал

 411   2022   UX   кейс   портфолио   редактура

Как мы искали редактора в команду

Так получилось, что с января 2022 единая редакция в Ozon Marketplace разделилась на отдельные направления, и я возглавила подгруппу по UX-редактуре и Базе знаний — так мы называем наш портал с инструкциями для продавцов. Задач было слишком много, а людей слишком мало, поэтому мы начали активно искать UX-редактора.

В редакции вообще и в Ozon в частности устоявшаяся система найма, наш главный редактор и вовсе с первых слов чувствует людей, но я оказалась впервые по ту сторону. Поэтому решила записать свои впечатления и по ходу дела пояснить, на что обращала внимание.

Навеяно комментариями под постами с вакансиями в нашу редакцию. На самом деле мы никого не едим, просто растем очень быстро, а людей в команду отбираем тщательно. Так вакансия UX-редактора была открыта еще в 2021, а вышел человек только 15 апреля 2022

Этап составления вакансии наш главред прошла без меня — поиск того самого редактора начали задолго до того, как я стала курировать UX-редактуру. Зато я сразу же окунулась в активную фазу отбора, который состоял из трёх этапов.

Этап 1. Отсеиваем неподходящих

Сначала смотрели резюме и портфолио. Хотя я все чаще слышу, что резюме — это что-то вроде пережитка прошлого, но для меня важными оказались оба документа.

В резюме я хотела увидеть:

  • структуру и акценты, ведь если редактор не может в нем грамотно рассказать о себе, то объяснить что-то в интерфейсе или инструкции не сможет и подавно.
  • релевантный опыт. В воронку попадали как совсем новички с единственным кейсом в виде диплома в «Нетологии», так и руководители отделов, которые прямо указывают, что давно не пишут сами — и те, и другие нам бы не подошли.
  • близкие компании — мне кажется, что адаптироваться будет проще, если в прошлом компании были похожи на Ozon по сфере, размеру и общим ценностям. Плюсом был опыт сложных продуктов и b2b.

А вот образование не имело значения — коммерческой редактуре как таковой в вузах не учат, поэтому все разными путями приходят в профессию. Например, в команду в итоге попала девушка, которая в прошлом была дизайнером.

С примерами работ было гораздо сложнее. Для меня важно, чтобы портфолио:

  • в принципе было у редактора. Я честно не понимаю тех, которые выходит на рынок труда без него. Даже если все под NDA, всегда можно специально сделать пару придуманных экранов онбординга или оформить как пример тестовое задание. Кандидаты без портфолио в моих глазах получали большой минус.
  • содержало тексты именно по интерфейсам. Почему-то многие присылали в качестве примеров рассылки и даже статьи в блог.
  • показывало разные форматы. Например, пуш, онбординг, тексты ошибок и подписи в рамках какого-то большого сценария — нужно посмотреть навыки со всех сторон.

Этап 2. Тестируем кандидатов

У нас UX-редакторы не только занимаются интерфейсами, но и пишут инструкции. Поэтому было два задания — это задачи, с которыми предстоит столкнуться в повседневной работе.

Тестовое задание 1: написать онбординг для новой фичи

Это задание придумала наш главред: смысл в том, чтобы рассказать покупателям о новой услуге в двух экранах. Оно хорошо тем, что просто написать текст недостаточно — нужно порассуждать, правда ли услуга так хороша и стоит ли подавать ее так, как это указано в задании.

Скриншот гуглдока с заданием. Ниже давали ссылку на фигму с призывом скопировать макеты к себе и сделать задание прямо в них

У кандидатов не было какого-то одного правильного способа сделать это задание. Например, можно было подготовить идеальный текст, обойдя ограничения и подсветив реальные преимущества фичи. Или сделать анализ рынка и доказать нам, что мы дураки и так делать не стоит :)

Так что мы больше смотрели на подход к работе и логику в целом. В результате хотелось увидеть:

  • минимальную аналитику — например, рассуждения о том, что доставка практически из любого города есть и сейчас, в недалеком будущем это и подавно станет нормой, а не преимуществом.
  • аргументацию — как правильно «продать» покупателям новую услугу, ведь в задании мы специально подсветили не лучшие плюшки.
  • работу в фигме — все-таки это уже почти стандарт для работы над интерфейсами.

Конечно, мы не отказывали работам в гуглдоках, но нужно хотя бы учитывать формат. Одна из кандидаток написала текст такого объема, что его и в целый пост не поместить, что уж говорить про два экрана — а если бы писала сразу в макете, то сама бы увидела попытку «впихнуть невпихуемое».

Тестовое задание 2: написать инструкцию в Базу знаний

Чтобы посмотреть, как кандидаты умеют объяснять и подавать информацию, мы дали им реальный макет и попросили написать по нему инструкцию.

Это задание чисто на хард скилы. На что я обращала внимание:

  • текст — думаю, тут нет смысла долго рассказывать. Обращала внимание на структуру, разбивку по блокам, корявые фразы и прочее.
  • полнота информации. Не возьму соискателя, который проигнорировал часть настроек, которые отражены в макете — а таких было немало.
  • наглядность. Наш кабинет может показаться непростым, поэтому одной простыни текста недостаточно. Я смотрела, добавляет ли кандидат картинки, что именно иллюстрирует и как оформляет скриншоты.
  • вопросы и рассуждения. Хотелось найти человека, который действительно старается вникнуть в задачу. Тогда у него неизбежно возникнет куча вопросов о том, как у нас все работает — здорово, когда прямо в тестовом было написано что-то вроде «В задании недостаточно информации, я бы еще уточнил у заказчика вот это...». Или если кандидат говорил, из каких допущений исходил при выполнении задания.
  • выход за рамки задания. Мы просили написать статью для существующего портала. В моих глазах 100 очков вперед получали те, кто просматривали опубликованные статьи — делали перелинковки, учитывали tone of voice или стиль иллюстраций.
  • оформление. Если человек сделал все красиво — выделил заголовки, вставил картинки, использовал правильные тире и кавычки, не забыл вычитать текст перед сдачей тестового, — значит, в работе он тоже окажется аккуратным. Скорее всего, с небрежным кандидатом я не сработаюсь.

Этап 3. Собеседуем лучших

В итоге у меня было четыре собеседования. Я никогда раньше их не проводила, поэтому на трех со мной была главный редактор, на нескольких — еще HR. Так как мы удаленщики, созванивались в Microsoft Teams. Обязательно включали видео, потому что так проще наладить контакт — видишь мимику и реакции человека.

К каждому собеседованию я готовилась и зачастую набрасывала список вопросов, которые хочу уточнить. Чтобы понять, подходит ли человек, спрашивала:

  • какие форматы и типы задач нравятся, а какие нет;
  • как обычно взаимодействует с заказчиками и смежными командами;
  • как строит работу над задачей;
  • куда хочет развиваться.

Обычно мы начинали разговор с того, что просили кандидата кратко рассказать о себе — что угодно. Дальше задавали какие-то вопросы по ходу и завязывался непринужденный диалог. Порой я не хотела перебивать кандидата, поэтому все время держала перед собой листок, где записывала новые детали, которые хочу уточнить. Советую всем такой лайфхак — начала так делать, еще когда сама устраивалась на работу.

Мне было важно понять, совпадает ли опыт и ожидания кандидата с тем, что мы ему предлагаем. Особенно обращала внимание на:

  • рассказ о прошлом опыте. Следила за тем, насколько внятно человек описывает свои функции и результаты на других местах работы.
  • самооценку кандидата. Мне было важно, чтобы человек знал, чего он хочет — куда расти, какие задачи брать и сколько денег получать. Одному кандидату мы отказали как раз потому, что не увидели в нем стержня и сформированного мнения даже на такие вопросы — кажется, что и рабочие решения кандидат отстоять не сможет.
  • вопросы к нам. Считаю, что их не может не быть, какой бы подробной не была вакансия. Для меня четкие вопросы — это знак, что человеку важно понять его роль и порядок работы, что он не идет абы куда. Ну а еще это показывает, что в работе редактор будет так же дотошно приставать с уточнениями и фактурой.

Обычно после собеседования мы оставались и делились своими впечатлениями, но с нашим будущим редактором получилось иначе. Уже на середине встречи я чувствовала, что хочу работать с этим человеком — и сразу же обсудила в личке с главредом, что «да, это оно».

Что после найма: помогаем освоиться

Команда у нас новая, какой-то документации еще не было. Чтобы новому редактору было проще вливаться, я начала описывать процессы — как мы работаем над задачами, какие нужны доступы и куда обращаться.

В день оформления я приехала в офис, чтобы лично познакомиться и рассказать, как все устроено. Теперь мы регулярно созваниваемся и обсуждаем как задачи, так и впечатления. Ну а насколько сработаемся, покажет испытательный срок в три месяца.


🔔 Подписывайтесь на телеграм-канал «Аня учится пилить проекты»

Собираю там примеры интерфейсов и делюсь размышлениями про работу UX-редактора → ссылка на канал

Каким должно быть портфолио редактора. Мой опыт

Недавно я внезапно обнаружила, что агентство «Сделаем» разобрали по полочкам мое портфолио и поставили его в пример другим авторам-редакторам. Восприняла это как пинок и решила рассказать, как я пришла именно к такому варианту.

Посты про портфолио редактора: в Телеграме и Инстаграме

Версия 2019: кейсы

Впервые я решила оформить портфолио в 2019 году, когда собиралась поступать в школу редакторов. Там не ограничивают в формате, собрать свои работы можно хоть в гуглдоках, но мне хотелось сделать для них отдельную страничку. И вот почему:

  • просто приятно, что у тебя есть своя страничка — будто ты взрослый и классный;
  • повод потренироваться в верстке — в школе это пригодилось;
  • казалось, что это самый удобный вариант — можно просто дать ссылку, а для просмотра достаточно браузера.

Делать я решила на редимаге, потому что многие студенты в школе делали свои курсовые на нем, а значит — полезно заранее познакомиться с этим инструментом. О структуре думала долго, но так как работ у меня было немного, решила кратко рассказать о каждой. Получились мини-кейсы:

  • предыстория и задача — что и зачем нужно было сделать;
  • результат — что именно я сделала;
  • иллюстрация — фрагмент страницы, кусочек буклета или отзыв эксперта, у которого я брала интервью;
  • фактоид — привлекательная цифра с информацией о проекте;
  • участники — если важную часть контента делал кто-то другой, обязательно указывала имя. Например, везде указаны дизайнеры.
Портфолио 2019 года, сделанное на редимаге. Мобильной версии нет, поэтому смотреть лучше на десктопе. Именно с этим вариантом портфолио я устроилась редактором в Vigbo — до сих пор считаю это большой удачей и с теплом вспоминаю коллег

Что я сейчас думаю о таком варианте портфолио редактора:

  • ✅ здорово, что тут не просто ссылки на работы, а небольшой рассказ о них;
  • ❌ кажется, что опыт совсем небольшой — хотя в моем случае так и было;
  • ❌ сложно добавлять новые проекты, иначе страница станет слишком длинной.

Версия 2020: резюме

Когда я начала учиться в школе, редимаг изменил правила: теперь там можно хранить всего один опубликованный проект. А мне хотелось создавать отдельные странички под кейсы. Так я задумалась о собственном сайте, где смогу создавать сколько угодно страниц, оформлять их по своему желанию и меньше зависеть от правил платформ.

С помощью сайта я хотела заявить о себе. Поэтому структурировала свои работы по компаниям и площадкам, для которых их делала — получился гибрид портфолио и резюме. Похожий формат использует Максим Ильяхов.

Портфолио 2020 года, сохранила страницу для истории. Верстала уже сама

Что я сейчас думаю о таком варианте портфолио редактора:

  • ✅ классно, что есть четкая структура, в которой легко ориентироваться;
  • ✅ можно показать сразу много работ в разных форматах;
  • ✅ действительно может заменить резюме, ведь рассказывает об опыте и типичных задачах;
  • ❌ клиентам на фрилансе все равно, где я работала — им важно, с какими форматами я работала и какие задачи смогу решить;
  • ❌ я расту, развиваюсь, и старые работы буду очевидно хуже свежих — так зачем их показывать.

Версия 2021: рубрикатор

Технически эта версия появилась в ноябре 2020. Тогда я собиралась менять работу и решила актуализировать портфолио. Теперь моей задачей было показать, на что я способна.

На этот раз я решила идти от форматов: получились этажи со статьями, интервью, лендингами и печатными материалами. Чтобы портфолио не стало унылым кладбищем непонятных ссылок, старалась добавлять к интервью и лендингам — краткое описание, а к печатным материалам — еще и иллюстрацию. Расчет был на то, что это поможет заказчику определиться, какие из ссылок стоит посмотреть.

Портфолио, актуальное на февраль 2022. С этой версией я устроилась на работу в Ozon Marketplace

Что я сейчас думаю о таком варианте портфолио редактора:

  • ✅ четкая структура, при которой заказчик сможет легко выбрать из моего опыта тот кусочек, который соответствует его задачам — и не смотреть все остальные ссылки;
  • ✅ легко актуализировать материалы и наращивать портфолио новыми форматами;
  • ❌ разве что большое. Более существенных минусов пока не нашла :)

Что дальше

Как публичная версия такое портфолио пока полностью меня устраивает. В дополнение к нему я иногда пишу в блоге подробные кейсы о рабочих или учебных проектах и собираю их под отдельным тегом. Советую тоже так делать — точно знаю, что некоторые заказчики обращались ко мне именно благодаря этим статьям.

Однако сейчас я сфокусировалась на UX-редактуре и больше занимаюсь интерфейсами. Кажется, выкладывать такие работы в общий доступ не стоит, поэтому для них хочу собрать отдельное портфолио. Скорее всего, это будет презентация с кратким рассказом о задаче, скриншотом-иллюстрацией и ссылкой на проект в фигме. А может еще как-то — детали я еще не придумала. А самое интересное всегда можно оформить в формат кейса для блога.


🔔 Подписывайтесь на телеграм-канал «Аня учится пилить проекты»

Собираю там примеры интерфейсов и делюсь размышлениями про работу UX-редактора → ссылка на канал

Как я училась UX-писательству в Нетологии

Последнее время на работе приходится много заниматься текстами для интерфейсов, поэтому мы с коллегами решили подтянуть матчасть и пошли учиться на курс «UX-писатель» в Нетологию. В этой статье расскажу, как там всё устроено, что полезного я сохранила в заметках и какие получились практические работы. А в конце — подборка материалов по UX-копирайтингу.

Сам курс состоит из 6 заранее записанных видеоуроков и 2 вебинаров. У нас был еще один бонусный вебинар от Иры Моториной про то, зачем нужно «отзумливать» проект и как это сделать по уму. Это что-то вроде компенсации от Нетологии за дезинформацию: компания забыла предупредить, что на нашем потоке вебинаров Иры не будет, а ведь большинство пришло именно ради них. Поэтому инсайт №1: не стоит идти в Нетологию на конкретных преподавателей 😉

Дальше пойдем прямо по учебному плану.

Специфика текстов для интерфейсов

Три принципа, на которых должен базироваться текст (по уменьшению значимости):

  • уровень 1 — точность,
  • уровень 2 — дружелюбность,
  • уровень 3 — выразительность.
Так спикер объяснил место UX-писателя в продуктовой команде. Слайд из презентации

Задание: составить UX-мудборд. Для этого подобрать несколько приложений или сайтов, сделать скриншоты и разобрать плюсы и минусы. В итоге должен получиться мини-анализ конкурентов.

Я выбрала сервисы для доставки еды, потому что эта сфера наиболее понятная и знакомая.

Таким получился мой UX-мудборд

Job Stories и Storyframes

Фичи не рождаются из ниоткуда, поэтому следующий этап работы над продуктом — Discovery. Это когда мы раскапываем контекст. У нас еще нет конкретных задач, лишь хотим выяснить:

  • кто наша аудитория,
  • для чего люди используют наш продукт,
  • как они решают задачи,
  • как мы им можем в этом помочь => какие фичи нужно делать.

Здесь не идет речь про текст, и это нормально: большую часть работы UX-писателя занимают исследования и тесты, а буквы — лишь вишенка на торте.

Job Stories

Это такие небольшие емкие истории о том, какая у человека проблема, как он хочет ее решить и что хочет получить в результате. Чтобы их собрать, нужно:

  • использовать опыт реальных людей (форумы, релиз ноутс, чаты);
  • попытаться понять мотивацию (использовать открытые вопросы);
  • использовать несколько точек зрения — например, для приложения по страховке нужно поговорить как с теми, кто страхуется (=клиенты), так и с теми, кто страхует (=страховщики);
  • учитывать контекст, когда человек использует продукт — например, каждый день или раз в месяц. Смотреть на ситуацию: молодые мамы 99% времени заняты ребенком, а у водителя во время езды свободна только одна рука.

Для такого исследования идеально поговорить с 5-8 людьми. Если не можем пообщаться с реальными клиентами, можно найти похожих людей: например, не обязательно идти к тем, кто работает именно в Яндекс.Такси — подойдет любой таксист.

Как выглядят Job Stories. Собрала одну общую схему на основе нескольких слайдов из презентации

Storyframes

Это диалог между продуктом и человеком от онбординга до финального действия — так легче представить, какие вопросы могут появиться у человека и как ему ответит продукт. На этом этапе у нас уже есть технические требования и требования бизнеса, поэтому можно перейти от болей к базовому проектированию и начать проработку хотелок продактов.

Попросту говоря, главная задача сторифреймов — собрать мысли в кучку и думать о продукте быстрее. В итоге получится:

  • продумать сценарии и легко заметить нестыковки, если мы что-то не учли;
  • представить, какие термины нужны и как будет говорить продукт;
  • понять логику и продумать подсказки — например, что пять экранов назад мы говорили это, а значит, сейчас должны сказать вот то.

Сторифреймы бывают разными:

  • просто перечисление фич — подойдет, когда работаешь один, но для 2-3 человек уже неудобно;
  • сплошной диалог, как пьесса для театра;
  • диалоги, сразу наглядно разбитые на нужные экраны со связями между ними. Такие сторифреймы предпочитает Ира Моторина — вот ее статья об этом.

Собирать сторифреймы удобно в Miro: там есть шаблон Wireframing, в котором можно настроить переходы и указать кнопки. Это помогает понять продуктовую логику и как будет выглядеть интерфейс.

Порядок работы над приложением: начинаем с джобсторисов → прорабатываем сторифреймы → переходим к прототипам, дизайну и буквам. Слайд из презентации

Задание: продумать джобсторисы и сторифреймы для проекта, который мы выбрали еще к прошлому заданию. Естественно, проектировать весь пользовательский сценарий не обязательно, главное — довести до какой-то законченной точки.

Джобсторисы, которые у меня получились для приложения доставки еды из ресторана
Мои сторифреймы для этого же приложения

Создаем продуктовые тексты сами

Хороший текст в интерфейсе:

  • подсказывает, что делать;
  • предостерегает от ошибок;
  • успокаивает и мотивирует повзаимодействовать с продуктом;
  • оставляет приятное послевкусие через заботу или шутки.

Чтобы информация считывалась быстро, каждый экран должен быть построен, как одно предложение: заголовок — подлежащее, кнопка — сказуемое, а поля — другие члены предложения. Другие члены лучше синхронизировать между собой: если пишем существительные, то везде существительные — так они будут однородными.

Главное правило в таком диалоге: кнопка — это реплика ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ, поэтому обычно там ставится глагол. Еще кнопки должны подсказывать, что будет после нажатия.

Этот экран говорит нам: я хочу пополнить единую транспортную карту стрелка, вот мой номер карты и вот на какую сумму я хочу пополнить. Слайд из презентации

Задание: попрактиковаться в UX-текстах и написать самые распространенные типы текстов — первый экран формы регистрации, ошибку «Нет интернета», экран успеха, пуш-уведомление, поп-ап и запрос разрешения на уведомления.

Никаких макетов к заданию не было, поэтому можно было выполнять его как угодно. Я решила набросать схематичные прототипы — просто потому что сложно писать текст в вакууме.

Тексты для базовых экранов выдуманного приложения

Основы UX-дизайна

В дизайне должны соблюдаться базовые правила:

  • визуальная иерархия за счет типографики, размеров, цветов, контрастности и расстояний;
  • общие области — мы воспринимаем как группу элементы в пределах одной области и элементы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме;
  • близость — элементы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются более связанными, чем те, что находятся на некотором расстоянии;
  • узнаваемость иконок, навигации, призывов к действию и распространенных цветовых ассоциаций.

Часто даже при хорошем дизайне люди забывают:

  • продумать все возможные случаи с контентом — когда его нет совсем, слишком мало, он ужасный или странный;
  • проверить контент на разных устройствах — текст на мобильном телефоне, мониторе компьютера и телевизоре выглядит и воспринимается по-разному.
Гигиена текста в интерфейсе: основные правила, Z и F-паттерн. Слайды из презентации

Задание: продумать контент для своего проекта, пользуясь готовыми шаблонами экранов от Нетологии. Можно убирать блоки, которые там есть, или переставлять их местами, но в макете не должно быть «рыбного» текста.

Я решила не останавливаться только на тексте, поэтому изменила сам дизайн. Мне хотелось, чтобы экраны приложения для ресторана выглядели современными и минималистичными, но не слишком скучными.

В шаблонах все экраны были разного размера, но на этом этапе я не приводила их в единому виду. Тексты могут незначительно отличаться от предыдущего задания, потому что работа шла параллельно, а у преподавателей разные взгляды на идеальный контент

Основы UX-research

Тестировать тексты в интерфейсе нужно:

  • перед написанием текста — чтобы определиться с tone of voice (например, обращаться к пользователям на ты или на вы, использовать термины или объяснять все простым языком);
  • после логически завершенных блоков — например, написали онбординг и целиком его протестировали;
  • когда вводим новую фичу — это поможет выяснить, нужна ли она и понимает ли пользователь, зачем мы ее добавили.

Для качественного исследования (напр., интервью) достаточно 6 человек, для количественного — 30 респондентов.

Какие исследования помогут UX-писателю:

  • коридорное тестирование. Подходим к коллегам в коридоре и задаем не больше 5 вопросов. Минус в том, что человек не знает контекст и может ответить не то, что есть на самом деле;
  • глубинное интервью. Спрашиваем клиентов о потребностях, но нельзя задавать вопросы о будущем. Минус в том, что ответы не помогут, если заданы не те вопросы и показана информация, вырванная из контекста;
  • опросы. Можно использовать соцсети и сервисы вроде Google Forms и Monkey Survey. Главное — формулировать вопросы четко и однозначно;
  • 5-секундный тест. Лучше всего подходит для первых экранов и форм захвата. Важно помнить, что на первое впечатление может повлиять не текст, а цвета или формы, неправильно или правильно расставленные акценты;
  • close-тест. Убираем из текста в интерфейсе каждое 3 слово и просим вставить пропуски — чем ближе к оригиналу получился текст, тем лучше он написан;
  • юзабилити-тест. Формулируем гипотезу и предлагаем респонденту пройти пользовательский сценарий: например, найти на странице информацию о скидках. Главное — не задавать наводящих вопросов и помнить, что пользователь не ошибается;
  • А/В тестирование. Можно использовать инструменты Яндекс и Google «Оптимизация». Важно помнить, что пользователи показывают, что лучше в конкретный момент: например, мы выяснили, что синяя кнопка лучше зеленой — а в обычной жизни пользователь просто позвонил бы.
Вид исследования зависит от стадии разработки продукта. Слайд из презентации

Задание: проверить тексты и макеты с предыдущих занятий с помощью исследования. На самом деле, это задание показалось мне самым странным на курсе: продукта у нас нет, даже идеи реальной нет — а для задания нужно придумать гипотезу, да еще и проверить ее без прототипов и ресурсов. Потом еще и вписать в диплом каким-то образом.

Я решила эту задачу так. Когда я делала задание по дизайну, меня удивил странный шаблон карточки товара — она длинная, важную инфу мы будто бы скрываем от пользователя. Чтобы выяснить, смущает ли это кого-то, кроме меня, устроила 5-секундный тест: показала макет карточки своим друзьям и спросила о впечатлениях. Удачно сложилось, что мой проект знаком всем: так или иначе все участники пользовались доставками еды раньше.

Моя гипотеза подтвердилась: пользователям некомфортно скроллить карточку товара. Особенное недовольство вызвала цена — она оказалась на втором экране

Tone of Voice для цифровых продуктов

У каждого продукта есть свой голос — даже есть специально им никто не занимается. Он выражается в лексике, использовании юмора, характере, отношении к пользователю и событиям.

Собрать и вместе использовать все договоренности о тексте помогает редполитика или tone of voice. А еще такой документ нужен, чтобы:

  • ускорить процессы, когда контентом занимается много людей;
  • подчеркнуть индивидуальность продукта;
  • транслировать ценности через текст и подачу;
  • повысить доверие через постоянство и качество.

Если редполитика и tone of voice — по факту одно и то же, то у голоса и тона есть отличия: голос = личность, характер, топ = эмоциональная окраска речи, применение голоса в конкретной ситуации. При этом голос всегда одинаков, а тон может меняться: например, в ошибках и на страницах успеха обычный тон может быть неуместен.

Задание: определить место продукта на матрице тональности и написать несколько правил для будущей редполитики.

Решила, что мой продукт должен общаться легко и живо, но интеллигентно — как реальный официант или сомелье в ресторане

Анализ эффективности работы UX-писателя

Метрики помогают понять, насколько хорошо вы делаете свою работу, и помогают на одном языке общаться с продактами и руководителями.

Основные метрики для UX-писателя:

  • конверсии — показывают вероятность события в воронке. Это основной показатель работы UX-писателя, потому что почти всегда можно выстроить цепочку между хотя бы двумя событиями;
  • время на экране — не всегда больше значит лучше (например больше времени на инструкции → лучше разберется, но меньше на странице оформления заказа → быстрее оформит заказ);
  • совершенные действия — например, сколько раз за последнюю неделю пользователи активировали новую функцию, которую компания вывела на рынок.
  • лиды, триалы и продажи — например, сколько новых пользователей за последнюю неделю мы привлекли => почти как предыдущая метрика, только относится к привлечению новых клиентов и покупкам;
  • показатель отказов (Bounce Rate) — показывает, какое количество пользователей закрыли страницу или всплывающее окно, так и не выполнив целевого действия. Всегда больше — хуже.

Когда проверять данные, зависит от того, насколько крупные изменения вы сделали: обновили текст в одном поп-апе — достаточно 4—5 чистых недель, что-то покрупнее — 2—3 чистых месяца. Чистые недели — это исключая те, когда изменения появились в продукте. Базовый период — 4 недели.

Как определиться со временем на сбор данных в зависимости от тяжести преступления, объема данных и ошибок. Слайд из презентации

Как работать с UX-редактором и какие задачи решает текст

Культура работы с UX-писателем:

  • Привлекать редактора одновременно с дизайнером — на этапе проектирования. Если просто дать готовые макеты, в которых ничего нельзя трогать, редактор просто станет наборщиком текста и не сможет полноценно решать свою задачу.
  • Фиксировать знания о проекте и дать доступ к ним всем участникам. Для этого продакт должен собрать в одном документе наши цели и описание функционала, ссылки на исследования и решения конкурентов, расписать весь путь пользователя и план проекта со сроками, указать контакты всех участников проекта.
  • Всегда ставить формальной задачи. У редактора и дизайнера обычно несколько проектов параллельно, поэтому такая формальность поможет зафиксировать договоренности, закрепить ссылки на макеты и документы, отслеживать статус и просто понимать, чем занимается команда.
  • Давать аргументированную обратную связь без вкусовщины. Следим, чтобы текст был человечным и соответствовал редполитике, а шутки никого не обижали. При этом на каждом этапе должно быть понятно, что нужно от пользователя, в каком формате это вводить и что будет дальше.
  • Позволять каждому члену команды влиять на продукт. UX-писатель — еще один UX-мозг. Поэтому доверяем ему не только «буковки», а также прислушиваемся к мнению о том, как сделать пользовательский опыт лучше.

Задание: представить, что вы переросли копирайтинг и стали тимлидом. У вас две рабочие ситуации — и нужно предложить решение.

Очевидно, что такое задание — это сферический конь в вакууме, и скорее всего в реальной рабочей ситуации каждый поступит иначе. Но я все равно чувствую, что разработать идеальную картинку было супер-полезно.

Как я решала гипотетические ситуации, которые могут возникнуть у тимлида

Дипломная работа

На лендинге курса обещают, что по итогам всех заданий соберется кейс, который можно положить в портфолио и показать будущему работодателю. По структуре диплом и правда похож на проект, если бы не одно «но» — это все выдумка. В реальном проекте миллион ограничений и условий, а здесь мы их выдумывали сами — или не выдумывали, если не хотелось 😀

Хотя не спорю, диплом получился классный: кому интересно, собрала его в гугл-док со всеми ссылками на работы.

Подборка материалов, которые рекомендовали преподаватели

Про работу в команде:

Про Job Stories и CJM:

Про проектирование текста:

Про текст, tone of voice и глоссарий:

***
Мой вывод о курсе такой: он очень базовый и подойдет тем, кто ВООБЩЕ ничего не знает о UX-текстах. А вот есть какой-то опыт, вы читали рассылку Иры Моториной или учились в Школе редакторов — новой информации будет мало.

Самой полезной для меня была лекция про джобсторисы и сторифреймы — их я точно возьму в копилку рабочих приемов. И еще раз хочу отметить классную лекцию Леры Железовой из Сбербанка о том, как работать с UX-редактором: она очень классно разложила по полочкам принципы, которые раньше я чувствовала только интуитивно.

Ну и оставлю здесь удостоверение об окончании курса на память :)

Как выжить в лесу. Серия плакатов о том, что нам забыли рассказать на ОБЖ

Когда я училась в школе, я не могла понять: зачем мне учить, с какой стороны растет мох на деревьях и камнях, если мои глаза говорят — да со всех, блин. И как мне вообще помогут эти знания, если я все равно понятия не имею, где находится город — на севере или на юге.

Оказалось, что это не правила дурацкие, а просто дьявол в деталях. По этому поводу я сделала серию плакатов. Кому интересно, вот PDF в полном размере (3,02 Mb).

Текст, кажется, мелковат, зато картинки красивые


Анна Акулова придумала, нарисовала, сверстала и приняла вызов Главреда

Как объяснить дедушке порядок принятия законов за 5 минут с картинками

Дедушка, представь, что тебя выбрали новым президентом Российской Федерации. Не волнуйся, ты совсем не старый для этого — обычно чиновники не могут быть старше 70 лет, но для президента максимальный возраст прямо в законе не указан.

Тебе надоело, что чиновники строят дворцы и воруют деньги из бюджета, поэтому ты решил действовать радикально и издать закон: если кого-то уличили в коррупции, ему нужно отрубить правую руку.

Одного решения президента мало, чтобы твоя законодательная инициатива стала законом — так написано в Конституции. Разберемся, что к чему.

1. Законопроект

Сначала нужно записать в документ, как будет работать новый закон: кого и за какие нарушения наказывать, в какие сроки, а что если правой руки нет и так далее. Это называется законопроект.

Потом все материалы нужно отправить в Государственную Думу на имя Председателя. Там их зарегистрируют и заведут карточку в специальном сервисе — Системе обеспечения законодательной деятельности (СОЗД). Там ты будешь смотреть, что происходит с твоим законопроектом.

Кроме президента предложить свои законопроекты могут и другие люди — этот список определяется ст. 104 Конституции РФ

2. Одобрение Государственной Думой

В Государственной Думе твой законопроект проверят — все ли правильно, не противоречит ли он Конституции и как влияет на другие законы. Могут даже спросить совета у других ведомств: например, Счетной палаты, Конституционного суда, Правительства и т. д.

Если все хорошо, документ передадут депутатам Государственной Думы. Они все вместе обсудят твой законопроект, скорее всего предложат разные поправки, а потом проголосуют — нужен стране такой закон или нет. Всего у нас 450 депутатов, но чтобы закон пошел дальше, за него должны проголосовать минимум 300.

Обычно депутаты собираются три раза — говорят, что проходит три чтения:

  • в первом чтении оценивают саму идею законопроекта. Судьба твоего закона зависит от депутатов: если среди них много коррупционеров, они испугаются лишиться руки и отклонят его.
  • во втором чтении разбирают каждую статью будущего закона. Обычно депутаты долго спорят и могут даже изменить условия — например, решат, что наказание слишком жестокое, достаточно отрубить палец. Так законопроект приобретает окончательный вид.
  • в третьем чтении документ принимают целиком — на этом этапе редко бывают существенные изменения.
По-настоящему создается закон в Государственной Думе — там проект проводит больше всего времени. Этот этап подробно описан в ст. 105 Конституции РФ и Регламенте Государственной Думы

3. Рассмотрение в Совете Федерации

Совет Федерации — это еще один законодательный орган. Он проверяет законопроекты, чтобы депутаты не превратили в закон какую-нибудь ерунду.

У Совета Федерации много разных дел, поэтому он обязан рассматривать не все законы, а только самые важные — например, о поправках в Конституцию или по вопросам войны и мира. Если обычный федеральный закон не рассмотрят за 14 дней — он считается принятым и в течение 5 дней отправляется к президенту. Если повезет, так получится и с твоим антикоррупционным законом.

Законопроект не может быть в Совете Федерации больше 14 дней: если его не рассмотрят, он считается принятым автоматически — п. 4 ст. 105 Конституции РФ

4. Подписание закона Президентом

Дедушка, история твоего антикоррупционного закона движется к финалу — теперь он возвращается к тебе, потому что президент смотрит и подписывает каждый закон в стране. На это отводится две недели.

У тебя есть выбор:

  • если с законом все хорошо — одобрить его.
  • если закон тебе не понравился — отклонить. Тогда он вернется в Государственную Думу на доработку.

Только помни: если ты отклонишь закон, он все равно может стать действующим. Для этого он должен получить не меньше двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.

Президент может принять или отклонить закон — это прописано в ст. 107 Конституции РФ

5. Публикация в СМИ

Хотя ты одобрил законопроект, о нем еще никто не знает, поэтому и законом он еще не считается. У тебя есть 7 дней, чтобы его опубликовать. Нет, дедушка, твой фейсбук для этого не подойдет — есть список официальных ресурсов, за которыми обязаны следить все юристы. Когда полный текст закона опубликован в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» и на Официальном портале правовой информации, будет считаться, что ты его обнародовал.

Теперь подождем 10 дней — это нужно, чтобы люди успели прочитать новые правила. А потом их начнут применять в суде — это значит, что закон вступил в силу.

Законопроект станет законом через 17 дней после подписания президентом — такой порядок установлен в Федеральном законе «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»


Анна Акулова написала, нарисовала и приняла вызов Главреда

Вдохновение форматом — в блоге Натальи Бабаевой. Оригинал — на medium

Как доносить свои мысли. О книге «Ясно, понятно» Максима Ильяхова

Недавно вышла книга Максима Ильяхова «Ясно, понятно». Если вы учились в школах Бюро Горбунова и следите за каналами «Главред» и «Пиши, соблазняй», встает вопрос: будет ли в ней что-то новое? Я купила книгу и не пожалела. В этой заметке рассказываю о своих впечатлениях.

***

Совет о призме Ильяхова

В своем блоге Максим Ильяхов пишет, что люди чаще реагируют на материалы, которые отвечают хотя бы одному из этих критериев:

  • прагматика — обещают ощутимую пользу;
  • социальное — обещают читателю улучшение позиций в обществе;
  • эмоции — обещают яркое переживание.

Можно использовать сразу несколько критериев — тогда продукт привлечет больше читателей. Мне кажется, именно так сделал сам Ильяхов в своей книге. Попробую разложить книгу на составляющие и рассказать о пользе, для кого она подойдет и какие эмоции вызывает.

Прежде чем начать, еще одна ремарка. В этой статье описаны мои впечатления от книги. Скорее всего, у вас они будут отличаться — другие мысли покажутся важными, захочется выделить другие цитаты или даже с чем-то поспорить. Если хотите поделиться — можем обсудить книгу в комментариях 👐

Так выглядит книга. Толстый томик в фирменном оранжевом цвете — легко заметить на полке в книжном магазине

Прагматика — перестать мусолить текст и прокачаться в визуальном повествовании

Многие тезисы из книги действительно оказались уже знакомыми. Например, про анкетность в новостях была статья в блоге, а как не путать картинки и иллюстрации — целая подборка. Проблема в том, что такие материалы попадаются в ленте внезапно: лично я бегло просматриваю статьи, а видео часто откладываю «на потом» и так и не смотрю. В итоге ты вроде что-то слышал, но не дал себе времени обдумать.

Книга помогает разложить знания по полочкам. Структура глав идет от внешнего к внутреннему: контекст → выбор интересной темы → ясный текст → подача и иллюстрации. Так в голове создается четкая структура из правил, примеров и всего, что раньше делал по наитию.

Самой полезной оказалась глава «Подача» — там рассказывается про приемы визуального повествования. Это отлично дополняет Школу редакторов. Но интересные тезисы я отметила в каждой главе. Вот некоторые из них:

  • нельзя игнорировать контекст. Нельзя забывать обо всем, что происходит помимо текста: где он опубликован, какая репутация у компании или издания, что происходит в мире и чего ждет от нас читатель.
  • чтобы примеры было легче воспринимать, нужно подготовить читателя словами вроде «Допустим, пишем статью из области производства» или «рассмотрим пример из другой области». А если примеров несколько — предупредить об этом.
  • стоит подменять местоимения: если что-то хорошее, направить это на «вас», если что-то плохое — это «он, они», в спорных моментах — «мы».
  • все, что читатель должен ощутить, выражаем рисунками, схемами, фото и видео, а о чем нужно подумать — текстом, числами, таблицами и перечнями.
  • не использовать в схемах реальные цвета. Стандартный цвет — черный, цвет опасности — красный, все отключенное — серое, все хорошее — зеленое, синее или цвета логотипа.
  • можно специально конструировать фотографии, чтобы они рассказывали историю. Редактор определяет, какое ощущение нужно создать и какой смысл передать, а фотограф выбирает декорации, ракурс, композицию и свет. Даже огонь в глазах студентов можно сделать вспышкой.

Мой список стал антипримером к правильному перечню, уж слишком много в нем получилось пунктов. Будем считать его иллюстрацией к новому для меня приему «задавить массой» — это когда вместо абстрактного числа вываливают на читателя много пунктов сплошной стеной, чтобы показать масштаб 😀

Отбирать фото для иллюстраций мы вроде бы научились на второй ступени Школы редакторов, а вот схемы — это высший пилотаж. С такой шпаргалкой и примерами из книги придумать хорошую схему гораздо проще

Социальное — почувствовать, что стал круче и профессиональнее

Во введении написано, что «Ясно, понятно» — для тех, кто профессионально занимается текстом. Мне кажется, это не совсем так, ведь не только редакторам и пиарщикам хочется, чтобы их правильно понимали. Просто редактору нужен каждый раздел, условному менеджеру больше пригодится глава про контекст, а дизайнер обязательно должен прочитать про подбор фотографий и схемы.

«Пиши, сокращай» уже давно стала настоящим стандартом для любого автора: про нее пишут в вакансиях и спрашивают на собеседованиях — это база. А вот благодаря «Ясно, понятно» действительно можно перейти на следующий уровень и почувствовать, что готов решать более сложные задачи.

При этом книга не подойдет тем, кто ищет четких инструкций и однозначных правил: так делай, а вот так не делай. Каждая глава — вопрос к размышлению, потому что в одной ситуации приемы сработают хорошо, а в другой уже против вас.

Книга подойдет всем, кто хочет, чтобы его понимали правильно. Для опытных редакторов это повторение, систематизация и более глубокое погружение в тему, а для новичков — отличная база, потому что есть кратко и про контекст, и про текст, и про иллюстрации

Эмоции — насладиться иллюстрациями, версткой и историями

Книгу приятно листать: плотная и приятная на ощупь бумага, продуманная верстка, куча схем и классные иллюстрации — такой подход знаком еще из «Пиши, сокращай».

Зато в этой книге изменился авторский стиль. Я где-то читала, что он проявляется не в словах или каких-то особенно красивых оборотах, а в том, как автор структурирует текст и какие примеры использует. Так вот, на мой взгляд, это круто сработало в «Ясно, понятно». Во всяком случае я кайфанула, встречая цитаты из песен «Машины времени» и «Аквариума», едкие шуточки про инста-копирайтеров и даже историю про «Денег нет, но вы держитесь» в качестве примера. Кажется, что на месте абстрактного «самого известного главреда Рунета» видишь живого и осязаемого человека — так читать интереснее.

Для кого-то, наоборот, это может стать минусом: не все любят русский рок или следят за событиями в мире. Например, Максим рассказывает о разных способах подачи материала на примере «противостояния» Илона Маска и Рогозина из Роскосмоса — для тех, кто ничего о них не знает, пример не будет таким ясным.

Если стало интересно: где купить книгу

Я знаю: чтобы я здесь не написала про книгу, это не заставит никого ее прочитать. Поэтому предлагаю просто полистать и самим принять решение — нужно ли это вам. Тем более, ее легко найти:

  • на Озоне. Можно посмотреть фрагмент, а если понравится — купить бумажную книгу с доставкой. Для новичков по промокоду OZON8HNI34 будут 300 приветственных баллов, которыми можно оплатить до 25% от стоимости заказа — тогда книга обойдется в 557 рублей.
  • на Литресе. Там тоже можно прочитать фрагмент и купить книгу в PDF за 449 рублей. Кстати, в электронной книге есть ссылки на другие статьи по теме — в бумажной такого нет.
  • в любом книжном — книга давно в свободной продаже.

Я купила бумажную книгу в интернет-магазине Альпина Паблишер, но не советую — было много проблем с доставкой.


Анна Акулова приняла вызов Главреда

Ранее Ctrl + ↓