Рассказываю о копирайтерских буднях, делаю конспекты книг и делюсь интересными (и не очень) мыслями.

🔔 Теперь чаще обитаю в телеграме → мой канал

Позднее Ctrl + ↑

Как за год удалось увеличить базу подписчиков на 92% без магии и затрат

Однажды моя коллега Катя Данькина обратила внимание, что за год моей работы в Vigbo сильно выросла база подписчиков на блог. Я посмотрела старые отчеты и выяснила, что ее собирали с марта 2016. Когда я пришла в Vigbo (сентябрь 2019), в базе было 2 132 подписчика. Прошло чуть больше года, и сейчас там 4 612 адресов, из них 4 098 (+1 966) подписаны на рассылку. Для меня это стало открытием: ну я же вроде ничего такого не делаю, просто пишу себе статьи да отправляю рассылки. А потом я поняла, что все не так просто.

В этой заметке я хочу поразмышлять, какие мои простые и очевидные на первый взгляд действия привели к такому результату.

Это сообщение от Кати помогло мне понять, что нельзя недооценивать даже мелкие действия — в совокупности они всегда приносят заметный результат. Цифры уже изменились

Шаг 1. Информативные темы письма

Чтобы побороться за внимание читателя в большом потоке писем у нас не так много инструментов:

  • тема письма,
  • прехедер,
  • поле «От кого».

Есть разные подходы к тому, какими они должны быть: кто-то пытается создать интригу, кто-то добавляет шутки и прибаутки — якобы так можно выделиться. Я предпочитаю быть скучной занудой и сразу обозначить, что будет в письме. Во-первых, если мы хотим, чтобы человек потратил на нас свое время, нужно показать пользу. А во-вторых, нам не нужны оправданные ожидания: ничего страшного, если письмо откроют не все подписчики, зато большинство из них перейдут на сайт, а не уйдут с воплями «Фигня какая-то, где тут кнопка для отписки».

Теперь я стала писать:

  • в поле «От кого» — Блог Vigbo. Писем от сервиса приходит много, поэтому было важно сразу выделить их в общем потоке. Теперь сразу понятно, что здесь про статьи и полезные плюшки, а не про обновления или продление подписки.
  • в теме письма — одна-две главные темы статей. Рассылка с дайжестом уходит раз в месяц, и к тому моменту я уже знала по отклику в соцсетях, что зашло больше всего.
  • в прехедере — важная информация, которая не вошла в тему. Удачный вариант — рассказать о нестандартных штуках вроде чек-листов и готовых шаблонов. Еще часто я в прехедере указывала количество статей. Так проще понять, что тебя ждет и стоит ли сейчас читать письмо.
Эволюция рассылки: теперь статьи не прячутся в прехедере, а выносятся сразу в тему

Шаг 2. Информативное слово редактора

Первое, что видит читатель, открыв письмо — приветственное слово редактора. Раньше там пытались создать настроение — задать риторический вопрос или натянуто пошутить. Мне кажется, это напрасная трата места на экране. Поэтому у меня другой подход — дать краткий обзор материалов из этой рассылки. Там тоже могут быть вдохновляющие фразы или полушутки, но без заигрывания с читателем.

Приветственное слово стало заметно длиннее, зато можно оценить, найдешь ли ты для себя что-то полезное

Шаг 3. Полезные материалы за подписку

Когда с косметическими улучшениями писем было покончено, возник вопрос: а что дальше? У нас в блоге есть удобная форма для подписки, где подписываются читатели. Но нам нужно было привлечь холодную аудиторию, которая еще не с нами. Я знаю только один способ — польза.

Мы в Vigbo любим разные полезности для клиентов. Например, дизайнеры делали шаблоны открыток, планеров и календарей. А еще мы делали чек-листы, чтобы клиентам было проще заполнять сайт. Они целиком продуктовые, поэтому отдаем их бесплатно. Я подумала, что такие штуки — отличный способ собрать базу. Только нужно сделать их так, чтобы они были полезны всем — даже не нашим клиентам.

В итоге получилось четыре лид-магнита:

  1. Чек-лист по запуску интернет-магазина. Это классический чек-лист, в котором кратко и без тонкостей расписаны 16 шагов до запуска своего онлайн-магазина. Опубликован 16 июня 2020, на 11 декабря 2020 скачали 753 раза.
  2. Чек-лист по съемке видеоурока. По сути, это конспект мастер-класса видеопродюсера Vigbo, который поможет новичку на всех этапах — от подготовки техники до монтажа. Опубликован 23 июня, скачали 311 раз.
  3. Чек-лист по работе с блогерами. Я бы назвала это анкетой: в чек-листе не только описаны этапы подготовки рекламы, но и оставлены места для записей по ходу. Опубликован 15 октября, скачали 553 раза.
  4. Чек-лист по оформлению сайта фотографа. И пусть он зашел хуже остальных, я особенно им довольна, потому что там собраны азы дизайнерской гигиены, которые помогут сделать крепкий сайт. Для него я внимательно читала вопросы клиентов, отбирала правила, советовалась с дизайнерами и придумывала иллюстрации (да, там есть иллюстрации — все по-взрослому!). Потом ребята смогут его использовать на марафонах по созданию сайта. Опубликован 19 ноября, скачали 216 раз.
Так мы присылали чек-лист: в блоге предупреждали, что подпишем на рассылку, а в письме поясняли, что дальше делать. Заодно в письмах анонсировали акции, вебинары или новые фичи платформы

Что дальше

Дальше предстояло сегментировать базу, ведь там очень разные клиенты: кто-то фотограф, кто-то предприниматель — им интересен разный контент. А еще неплохо было бы почистить базу и попробовать реанимировать тех, кто перестал читать письма.

Но это уже другая история.

Кейс: онлайн-интенсив по таргету для фотографов

Последний год я работала в компании Vigbo — это конструктор сайтов для фотографов и творческих предпринимателей. Мы помогаем превратить хобби в бизнес.

Однажды маркетолог Катя Данькина увидела на форуме Mywed ветку, где фотографы обсуждали продвижение в Инстаграме. И мы вспомнили, что самый топовый запрос от наших клиентов-фотографов — расскажите в статьях, постах или вебинарах про таргет и привлечение клиентов. Стали думать, какую активность мы можем провести, чтобы помочь фотографам разобраться с рекламой в Инстаграме. Решили запустить серию бесплатных вебинаров. И понеслось 🚀

Я вебинары не вела, зато активно работала за кадром. Вместе с Катей мы составляли программу, смотрели тестовые записи и помогали спикерам подготовиться к вебинарам. А потом я написала тексты для анонсов и коммуникации с участниками, спроектировала лендинг, отредактировала презентации, подготовила раздаточные материалы и даже настроила чат-бота. В этой статье я расскажу о работе над проектом и поделюсь какими-то наблюдениями. Спойлер: будет много скриншотов.

Такой отзыв одна из участниц интенсива написала в директ приглашенному спикеру Жене Светлой

Формат

Раньше в Vigbo были марафоны с прямыми эфирами в Инстаграме, но в этом случае формат показался не самым удачным — в Инстаграме не так много инструментов для взаимодействия с аудиторией. Поэтому остановились на вебинарах, которые мы проводили через Youtube.

Интенсив длился 2 недели — сначала получилось 8 вебинаров, но потом по просьбам участников сделали еще один бонусный вебинар с разбором аккаунтов.

Эволюция программы. Мы быстро поняли, что нужно сузить тему: чем рассказывать обо всем по верхам, лучше подробно раскрыть что-то одно

Промостраница

Чтобы участники могли изучить программу и записаться на интенсив, сделали лендинг. Я отвечала за текст. Ничего сверхестественного придумывать не стала и сделала стандартную структуру: обложка, выгоды, подробная программа, а в конце — блок с фотографиями спикеров.

Сразу оговорюсь: на первый взгляд имена спикеров могут показаться неизвестными и вроде бы бессмысленно ставить фото. Но мы продвигали интенсив только среди своей аудитории, поэтому все четыре специалиста Vigbo так или иначе знакомы — кто-то ведет эфиры в Инстаграме, кто-то проводит консультации, а кто-то выступал с вебинарами. Приглашенный спикер Женя Светлая тоже многим была знакома.

Я сделала прототип лендинга в Фигме, а наши дизайнеры собрали красивую страницу на конструкторе Vigbo. На мой вкус получилось мелковато, но спорить уже не стала

Продвижение

Собирать людей на интенсив решили только по своей аудитории, без платной рекламы. Изначально мы хотели по материалам интенсива подготовить полноценный курс, поэтому тяжелую артиллерию в виде таргета и рекламы через партнеров оставили на потом.

Анонсировали всего за неделю: за это время отправили рассылку по своей базе фотографов, сделали пост в блоге и на форуме Mywed, а еще рассказывали об интенсиве в соцсетях. Я подготовила тексты для постов, блога и рассылок. А ребята-спикеры записали видео для сторис. Там каждый рассказал о том, что будет на его вебинаре. Мы публиковали эти сторис всю неделю перед интенсивом.

Так мы рассказали об интенсиве в рассылках и блоге
А таким был анонс в соцсетях

Регистрация

Регистрация участников через email в Vigbo отработана четко: так регистрировали на марафоны, вебинары и мастермайнды. Но так много людей не доходит — у кого-то письма попадают в спам, а кто-то регистрировался на личную почту, а под рукой рабочая... Поэтому мы решили протестировать новый для себя инструмент — ботов в Телеграме и ВКонтакте.

Полностью отказаться от email мы пока не решились. Сделали так: на лендинг добавили стандартную форму для подписки. Когда человек оставлял почту и нажимал «Записаться», его адрес попадал в наш список рассылки, а ему открывалась страница success с кнопками для подписки на бот. В следующий раз решили делать напрямую в ботах, тем более что там тоже можно собрать email-адреса.

Изначально мы планировали для настройки бота обратиться к фрилансеру. Но им нужно было четко прописать всю цепочку целиком, а мы этого сделать не могли. Мы запускали не автовебинар, а живой интенсив — все быстро менялось и корректировалось на ходу. Поэтому я попробовала сделать бота сама на платформе BotHelp. У меня получился простой линейный бот в несколько сообщений и с опросом. Дальше основную коммуникацию я построила на основе рассылок — так напоминала о вебинарах, отправляла бонусы и записи эфиров.

Главный плюс рассылок по сравнению с прописанной цепочкой сообщений — гибкость. Цепочку нельзя редактировать, когда бот уже запущен, иначе все изменения будут работать только на новых подписчиков. А рассылки я планировала по ходу интенсива.

Так выглядела подписка на бота в Телеграме. Кстати, мессенджер сработал очень хорошо: на Телеграм подписалось 1 170 человек, а на ВКонтакте всего 186 — в следующий раз нет смысла тратить усилия на ВК

Ход интенсива

Для самого интенсива мы придумали много классных штук, чтобы учиться было приятно и удобно. Ниже расскажу о самом главном.

Рабочая тетрадь и чек-листы. Информации на интенсиве так много, что мы хотели помочь в ней разобраться. Чтобы слушать вебинары было проще, сделали рабочую тетрадь — она приходила сразу после регистрации на почту и в бот. А чтобы потом было удобно внедрять все в работу, в конце каждой недели отправляли шпаргалки.

Вот что у нас получилось:

Пример страниц из рабочей тетради

Напоминания о вебинарах. Было бы глупо надеяться, что люди будут сами помнить о каждом эфире. Поэтому мы присылали напоминания по электронной почте и в боте. Утром рассказывали о вебинаре подробно: тема, спикер и примерный план. Потом кратко напоминали за 15 минут, а в боте — присылали еще одно сообщение на старте.

Как мы и ожидали, большая часть людей приходила из бота, хотя напоминание в 10 утра больше людей открывали именно на почте.

Напоминания о вебинарах на почту и в бот

Брендированная инфополоса. Когда я смотрела курс Елены Базу по веб-дизайну, я заметила интересную деталь: в вехней части каждого видео была полоска с названием курса, именем автора и ее контактами. Мне это так понравилось, что я предложила команде сделать так же.

С помощью этой маленькой и в общем-то простой детали мы решили сразу две задачи:

  • Напомнили о бренде и связали все вебинары в единую систему. Что бы ни было на экране, полоса помогала сохранить целостность. А еще там был логотип Vigbo — мы надеялись, что новичкам он примелькается и запомнится.
  • Скрыли элементы интерфейса. Для многих тем нужно было открывать вкладки в браузере. Участникам ни к чему видеть адресную строку, закладки и расширения. Такая полоса сделала картинку более эстетичной.
Такими были все вебинары: брендированная инфополоса, спикер в кружке и презентации в едином стиле

Вопросы в боте. На каждом вебинаре было время для ответов на вопросы. Но мы понимали, что многие участники будут смотреть видео в записи. Нужно было что-то придумать, чтобы они тоже могли со всем разобраться. И тут я вспомнила, что на антикризисном вебинаре от Тинькофф Бизнеса ребята не могли ответить на все вопросы в эфире, потому что приходилось консультироваться с юристами, а на это нужно время. И тогда они пообещали собрать вопросы из чата и прислать на них подробные ответы через пару дней вместе с презентацией.

Мы решили использовать похожую механику, но адаптировать ее под наш формат. Я настроила в боте автоматизацию: когда участник писал боту слово ВОПРОС, ему приходила ссылка на гугл-форму для сбора вопросов. В конце интенсива мы прислали всем подробные ответы со ссылками и иллюстрациями.

Скриншоты бота: слева — ответ бота с формой для сбора вопроса, справа — финальная рассылка с материалами, в том числе нашими ответами

Результаты

А теперь немного о том, что мы получили в обмен на месяц напряженной работы всей команды.

  1. Интенсив помог решиться многим фотографам на запуск первой рекламной кампании. Мы хотели показать, что пусть рекламный кабинет Фейсбука кажется очень сложным, каждому по силам в нем разобраться. Судя по отзывам, нам это удалось.
  1. Материалы интенсива лягут в основу полноценного курса по таргетированной рекламе для фотографов. Команда Vigbo уже начинает работу над программой.
  1. Появилось много контента, который можно бесконечно переупаковывать в другие форматы. Например, уже готовые чек-листы можно отдавать за подписку всем желающим, видео с вебинаров нарезать в короткие видеоуроки, что-то расшифровать и оформить в статью — простор для редактора.
  1. Мы кайфанули. Для всех интенсив стал классным способом на какое-то время уйти от рутины и встряхнуться после всех волнений, которые доставил 2020 год. Все настолько вдохновились проектом, что были готовы делать новые вебинары: так у нас появился бонусный девятый вебинар и чуть не появился десятый 💪

А лично я поняла, что мне близки крутые образовательные проекты. И я с большим удовольствием снова приму участие в чем-то подобном.

Куча сухих цифр и бизнес-результатов из итоговой презентации для команды
 1496   2020   кейс   портфолио

Зачем редактору владеть графическими программами, если есть дизайнер

Я работаю редактором в компании. Для нас очень важен визуал, поэтому мы уделяем большое внимание оформлению, какой бы мелкой и незначительной не казалась задача. Для этого есть отдельная команда дизайнеров. Если мне нужна иллюстрация для статьи, картинка в соцсети или PDF-файл с чек-листом, я всегда могу поставить задачу.

Но я все равно считаю, что редактор должен сам уметь работать в редакторах. На это есть три причины.

Быстро сделать простые задачи

Тут все просто и очевидно: часто гораздо быстрее сделать картинку самому, чем ставить задачу и объяснять, что именно тебе нужно. Да и дизайнер вряд ли побежит сразу делать твою задачу. Поэтому все скриншоты для статей я делаю сама. Для этого я сделала себе шаблоны в Фигме с правильной «шапкой» браузера и рамкой смартфона. Благодаря им на подготовку скриншота в блог уходит около двух минут. А дизайнерам ставлю задачу, если мне нужны какие-то особые иллюстрации, например, схемы или таблички.

Простые иллюстрации, которые быстро и просто сделать в Фигме. Если нужно, здесь же я добавляю стрелочки или делаю затемнение

Для многих статей я люблю делать дополнительные «плюшки»: таблички с расчетами и формулами, чек-листы и все такое. Это помогает читателям разобраться в теме и сразу же применить информацию в своей работе. Чаще всего такие штуки можно сделать самостоятельно все в той же моей любимой Фигме.

Например, я готовила с блогером Натальей Бродач статью про продвижение в ТикТоке. Когда почти все было готово и до публикации оставалось два-три дня, мы придумали сделать чек-лист. Я сверстала его за пару часов, а от дизайнера получила бы не раньше, чем через неделю.

Готовый чек-лист, который я сверстала в Фигме. Можно посмотреть в PDF-файле

Легко набросать прототип и объяснить задачу дизайнеру

Как правило, основной рабочий инструмент редактора — это гуглдоки. Там я обычно пишу все свои материалы: тексты статей, постов и прочее. Пометки для дизайнеров приходится делать в комментариях или прямо в тексте. Расставлять заголовки «первый экран, второй экран...» или объяснять на пальцах «тут нужно сделать галерею со стрелочками, как на этом сайте... картинки подобрать вот такие вот отсюда...» жутко неудобно. Даже я спустя время не разберусь в своих пометках, хотя сама их писала.

Вот так выглядит обычное ТЗ на лендинг в гуглдоках

Куда удобнее и проще схематично показать, что именно ты хочешь. Для этого я делаю в Фигме грубый набросок, что-то вроде прототипа страницы. Разными оттенками серого разграничиваю блоки, а весь текст в файле — сразу боевой. Это удобно и мне, и ребятам в команде.

Конечно, такой подход не значит, что дизайнер обязан сделать макет в точности, как на прототипе. Но так я уверена, что дизайнер поймет меня правильно.

Слева фрагмент прототипа лендинга для онлайн-интенсива, а справа — готовый макет

Удобно работать над текстом

Многие редакторы, копирайтеры, авторы работают с текстом в ворде или гуглдоках. Тогда можно сколько угодно думать о контексте или представлять себе будущий макет, но ты все равно пишешь в вакууме. У тебя есть просто широкая колонка какого-то текста. А когда дизайнер переносит его в итоговый продукт, оказывается, что вот тут текст не влезает, здесь подсказка лишняя, а вот тут ну очень нужно добавить заголовок.

Я стараюсь всегда писать текст по-живому: прямо на формах, в макете, на странице или в коде. А если это не получается, то создаю себе такие условия искусственно. Например, нам нужно изменить подсказки в интерфейсе. Я либо открываю инструменты разработчика, либо снимаю скриншот и иду в Фигму — так я сразу вижу, как ложится текст и что нужно поменять.

Сверху пример ТЗ на картинки для Инстаграма, а снизу — итоговый результат

***
Напоследок скажу, что на мой взгляд не имеет значения, в какой программе работать. Я для себя выбрала Фигму, потому что она простая, бесплатная и онлайн. Но главное понять, что дело не в инструменте, а в подходе к работе. Такие дела.

Школа редакторов. Вторая ступень

Пару дней назад опубликовали финальный рейтинг второй ступени Школы редакторов нашего набора. Не верится, что прошли еще три месяца учебы в Бюро Горбунова. Я финишировала на 11 месте в рейтинге. И пока воспоминания свежи, я расскажу о том, как проходил подъем на гору знаний и какие задания мы делали.

Вторая ступень — это практика. Каждый день ты получаешь задание, на которое есть 4 дня — теперь все дедлайны в четверг. Со второй недели нужно делать сразу два задания: дорабатывать предыдущее и делать новое. Обратной связи больше, чем на первой ступени. Но лично мне ее не всегда хватало, поэтому я с радостью слушала советы не только преподавателей, но и выпускников.

Так выглядел мой сертификат об окончании второй ступени, пока я не отказалась учиться дальше

Задание 1. Страница о компании

Первым заданием было написать и сверстать страницу о компании. На выбор было два варианта. Я решила писать про агентство праздников «Тимуровцы».

Здесь нужно маленькое отступление. Чтобы обсуждать работы, Максим Ильяхов завел специальный чат. Он пригласил туда выпускников прошлых лет и разрешил спрашивать там совета. И прекрасные девушки Алина Мишуренко и Оля Зонова предложили присылать свои работы до дедлайна на разбор. Я очень рада, что мне повезло послушать их мнение о первой версии моей работы в первом разборе. Благодаря девочкам я доработала страницу и на первой неделе получила от Максима комментарий «Достойно, красиво, четко».

Слева результат первой недели, оценка — 4,5. Справа вторая итерация, оценка 4,5. Страницу верстала в html

Задание 2. Принципы верстки

Мы верстали страницу «О себе». Эту работу оценивал Михаил Нозик. Он завел отдельный чат в Телеграме, где мы могли публично скидывать свои работы и получать ответы. Еще можно было писать на почту. Я писала и так, и так.

Ничего супер-крутого придумывать не требовалось. Нужно собрать крепкую страницу из заголовка, текста и фотографии. Главное — придерживаться всех принципов верстки. Кажется, это просто. Но нет. Я хотела облегчить себе жизнь и просто скопировать подходящую работу (да, здесь это поощряется). Честно, я никогда еще так не ошибалась: скопировать верстку трудно.

Не стесняйтесь писать Михаилу — он всегда охотно помогает и дает советы. На самую первую версию я получила много комментариев, и началось непрерывное «двигание пикселей». На самом деле, это какая-то магия: каждый раз я видела, что результат становится ощутимо лучше. Но хоть убейте, так и не смогла ни разу сама найти пути для улучшения. Наверное, тут нужны годы опыта. В общем, вот результат.

Слева результат первой недели, оценка — 4,25. Справа результат второй недели, оценка — 4,75. Задание делала в Фотошопе

Важный совет всем, кто думает о второй ступени: заранее устройте себе фотосессию. Я об этом не подумала, пришлось перевернуть все свои фотоархивы и в итоге взять фото 2015 года. Нет, без фото нельзя. Нет, плохие фото тоже нельзя — Михаил многим снижал оценку за некачественные фотографии.

Задание 3. Переговоры с клиентом. Понимание задачи

Это задание вел Илья Синельников. На первой неделе нужно подготовиться к переговорам — написать миссию, повестку встречи и вопросы, которые хотите задать клиенту. В выходные была видеоконференция, где парламентеры от потока задавали вопросы, а Илья играл роль клиента. На второй неделе нужно написать понимание задачи по результатам переговоров.

Я восхищаюсь ребятами, которые вызвались вести переговоры. Лично я струсила и не решилась присоединиться к команде. Но так получилось, что переговоры провалились. Мы мало узнали и поссорились с клиентом. Илья предложил нам написать клиенту письмо, в котором предложить какое-то решение. Либо пытаться сгладить ситуацию и постараться вырулить все-таки на сотрудничество, либо отказаться от дальнейшей работы.

Я писала письмо с извинениями и кратким пониманием задачи (за основу взяла шаблон от Максима Ильяхова). Отметила, что мы могли что-то не понять, поэтому предложила пообщаться еще раз. Правда, указала в понимании задачи сроки выполнения работы, а вот вопрос с ценой оставила непроговоренным — это главная ошибка.

Итог задания: подготовка к переговорам — 4,75, понимание задачи — 3,75.

Задание 4. Информационный текст для сайта

В ближайшие несколько недель нам предстояло заниматься одной статей. Сначала написать ее с Максимом Ильяховым, потом сверстать с Михаилом Нозиком, а потом сделать html с Юрием Мазурским. Суть задания — сделать страницу, которая поможет развенчать мифы и успокоить потенциальных клиентов. Я решила бороться с «уткой» про овечий грипп, от которого умирают люди. Дополнительно в рамках этого задания нужно было сделать тизеры для соцсетей.

Оказалось, что найти годные исследования про шерсть не так просто. Везде горе-копирайтеры переписывают одну и ту же воду про то, что шерсть полезна. В итоге я начала уже делать другую (откровенно слабую идею), но в последний момент нашла данные. Срочно переделывала, чтобы успеть прислать работу Алине и Оле на разбор.

Моя идея была в том, чтобы сделать статью вечнозеленой. Паника с овечьим гриппом пройдет, а материал должен оставаться актуальным. Поэтому реакцию на инфоповод оставила только в тизере — соцсети идеальное место для сиюминутных реакций. В картинке решила поиграть на эмоциях: дети — это всегда ми-ми-ми, а еще не нужны лишние слова — для детей мы всегда выбираем самое лучшее и безопасное.

Слева результат первой недели, оценка — 4,25. Справа результат второй недели, оценка — 4,5. Страницу верстала в Фигме

Задание 5. Верстка многоэтажной веб-страницы

Теперь эту же страницу нужно было сделать модульной: сделать разнообразные этажи, следить за чередованием ритма. Наполнение страницы может остаться тем же, что в первом варианте, но может быть изменено как угодно. Просто так взять и сделать модульную страницу из текстовой — получится адски перегруженный текст.

Пример из совета Михаила Нозика. Слева модульная страница, справа текстовая

Верстать такую страницу сложно. Я поразилась количеству нюансов в первом задании на верстку, а здесь больше элементов и больше ошибок. Я писала Михаилу Нозику на почту с просьбой прокомментировать, и иногда не понимала его рекомендаций. Верстала в Фигме, и порой она тоже добавляла проблем с выравниванием и отступами даже несмотря на сетку.

Слева результат первой недели, оценка — 3,5. Справа результат второй недели, оценка — 4,0. Все делала в Фигме

Задание 6. HTML-верстка многоэтажной веб-страницы

Теперь мы все это верстали в html. Главный совет для этого задания: старайтесь на предыдущей неделе делать простые модули и помните, что их вам еще предстоит сверстать. У многих на потоке были проблемы со шрифтами — нестандартные шрифты было трудно подключить при верстке на CodePen.

Критериев два: соответствие макету и гигиена. Соответствие макету нужно проверять с помощью расширений Pixel Perfect. А гигиена — это чистый код. Например, нельзя использовать br br для абзацев или margin‑left: auto; margin‑right: auto; вместо margin: 0 auto; Еще Юрию почему-то не нравятся спецсимволы html для неразрывных пробелов (т. е. буквенные коды, которые дает типограф). Я так и не поняла, почему: объяснение «все эти символы можно поставить обычными символами, а не энтити-кодами» мне ничего не объяснило.

Итог задания: первая неделя — 4,0, вторая неделя — 4,5.

Задание 7. Интерактивная статья

Это задание показалось мне самым сложным. Во-первых, непонятно, что это такое — «интерактивная статья». В вебинарах и примерах Максима Ильяхова это выглядит как лонгрид, но по отзывам обычно верстают тесты и игры. Во-вторых, предложенные темы не вдохновляли совершенно. Я потратила кучу времени на идею, поэтому реализацию делала на коленке.

Я решила продвигать компанию «Тесла», которая запускает в России продажу «Пауэр уолл» — домашней батареи, которая заряжается от солнечной панели или городской электросети и питает дом днём и ночью. Сейчас «Тесла» хочет заложить фундамент для общения с будущими домовладельцами: объяснить им, почему важно делать дома энергонезависимыми и энергоэффективными. Для этого я придумала тест, который расскажет о достижениях в поиске альтернативных источников энергии. Спойлер: некоторые варианты очень необычные :)

На первой неделе мы делали задание в гугл-доках, поэтому я покажу только окончательную версию. По тексту она отличается от первой только заголовком.

Итоговый вариант теста. На первой неделе я получила 3,5. На второй неделе — 4,5 и комментарий «Замечательно. Интересно, красиво и познавательно. Тесла уместна». Верстала в Фигме

Задание 8. Верстка интерактивной статьи

Для Михаила Нозика я сделала сокращенный вариант этого же теста. Вот как изменился тест на второй неделе:

Слева результат первой недели, оценка — 3,75. Справа результат второй недели, оценка — 4,05. Все делала в Фигме

Задание 9. Выбор темы диплома

На мой взгляд, это самое неоднозначное задание. На первой неделе нужно было написать понимание задачи для собственного проекта, а на второй — сделать анонс в Фейсбуке с приглашением других студентов к сотрудничеству и ссылкой на бюро. Задание должны были делать все: даже те, кто не идет на третью ступень.

Скажу честно, мне было неприятно делать это задание. Бюро с грацией мамонта вторглось в мое личное пространство и решало за меня, что мне делать.

  1. Нужно придумать свой проект. Мысль о том, что ты не планируешь сейчас что-то запускать, не допускается. Отсюда куча мертворожденных проектов, создатели которых с первых строк понимания задачи знают, что только зря заняли место на Гугл Диске.
  2. Анонс проекта нужно делать в Фейсбуке. Никто не спрашивает, хочешь ли ты постить что-то на своей личной странице  — альтернатив тут нет. А ведь на нашем потоке даже были ребята, которым договор запрещает в соцсетях рассказывать о проектах не их компании.
  3. Кроме идеи нужно сразу продумать продвижение и способы монетизации. Напомню, что в программе у редакторов нет ни маркетинга, ни других дисциплин, которые в этом помогут. Наверное, предполагается, что каждый редактор должен сразу в этом разбираться, но — сюрприз — это не так. Как по мне, требовать знание того, что не преподавали — сомнительная практика.

В общем, как правильно сказал в своем блоге Дмитрий Сухотский, «в этом задании есть польза, но соус у нее вышел противным». У меня остался какой-то осадок.

Задание 10. Промостраница

Нам предстояло сделать продающую страницу для какого-то продукта. Было пять вариантов на выбор. Я остановилась на странице для камеры наблюдения за домом «Манящий кошкообразное». Название нужно было придумать самому.

Для страницы я решила не изобретать велосипед и четко следовать структуре промостраницы из роликов Максима Ильяхова. В итоге потратила на задание в два раза меньше времени, чем обычно. На второй неделе исправляла страницу минимально. До комментария Максима мне почему-то не пришло в голову, что некоторые мои иллюстрации хоть и наглядно показывают свойства продукта, но создают не то настроение. Зачем человеку смотреть на воров в своей квартире? Поэтому на второй неделе работала над этим.

Слева результат первой недели, оценка — 4,5 и комментарий «Вери гуд. Всё по делу, прямо образцово». Справа результат второй недели, оценка — 4,5 Все делала в Фигме

А вот так Максим посоветовал сделать макет не таким душным. Сразу стало свободнее — магия.

Задание 11. Интерфейс мобильного приложения

Это последнее задание, поэтому у него была всего одна итерация. Скажу честно: я никогда не работала с приложениями даже как редактор. Подойти к заданию мне помогли разборы Ильи Бирмана: я собрала лучшие работы и ориентировалась на них. В целях экономии времени сделала три экрана. Понимаю, что предусмотрела не все сценарии, но в задании требовалось нарисовать 3‑5 экранов, которые наилучшим образом демонстрируют ключевые сценарии использования приложения.

Интерфейс мобильного приложения. Оценка 3,0. Делала в Фигме

Небольшой совет по заданию: не делайте элементы интерфейса из головы. Для Ильи Бирмана важно, чтобы все было «по госту». Не нужно самому придумывать иконки, шрифты и цвета, просто скачайте UI-киты и мокапы актуальных моделей.

Итог

Я получила приглашение на третью ступень и решила не идти. Мне кажется, что максимум пользы от нее можно получить только с крутой идеей проекта. Я такой пока похвастаться не могу, и в текущей ситуации с кризисом не могу позволить себе потратить 60 тысяч на учебу и реализацию чужой идеи.

Вообще под конец второй ступени впечатления смешанные. Школа сдержала обещание — дала кучу знаний и навыков. Я чувствую, что многому научилась за время учебы и браться за новые задачи буду гораздо увереннее. Это именно то, за чем я шла в Школу. И я бы не задумываясь прошла этот путь снова.

Но в то же время я отчасти чувствую себя обманутой. То, что я заранее знала о новой политике бюро в отношении сертификатов (их лишают тех, кто отказывается от следующей ступени), не делает в моих глазах это правило справедливым. Еще обиднее, что на бирже главреда баллы тоже не дают (а вот это стало открытием в конце ступени!). Я не понимаю, почему если ты дошел до конца ступени, оказался высоко в рейтинге и по каким-то причинам не можешь продолжить учебу, ты оказываешься менее достойным подтвердить свои навыки заказчикам. На бирже ведь тоже рейтинг, и там смотрят сверху вниз. В общем, мне очень жаль, что бюро выбрало путь манипуляций и шантажа вместо того, чтобы как-то иначе повысить ценность третьей ступени.

Советы студентам

Ну и еще немного рекомендация и полезных ссылок.

  • Из инструментов мне пригодились Фотошоп, Фигма и Саблайм Текст (для html). Теперь я бы из этого списка смело выкинула Фотошоп и все делала в Фигме. Несколько заданий однокурсники делали в редимаге или тильде — кому что ближе.
  • Чтобы хорошо сделать задание, смотрите разборы прошлых лет и читайте каналы преподавателей. Вебинары с разборами можно посмотреть на Youtube-канале Максима Ильяхова. «Пиши, соблазняй» — канал Максима Ильяхова, «Нозик скриншотит» — канал Михаила Нозика, «Бирман посмотрел» — канал Ильи Бирмана. Свои каналы с разборами есть и у других преподавателей, но я в них не заглядывала, поэтому советовать не буду.
  • Проверяйте все работы по чек-листу редактора. Кстати, я делала его конспект — можно скачать pdf и распечатать. Может быть, кому-то будет удобнее.
  • Показывайте до дедлайна свою работу Михаилу Нозику. Он быстро отвечает и советует, что исправить. Постарайтесь показать первую версию работы как можно раньше.
  • Html нужно верстать только Pixel Perfect. Используйте расширения для браузера (для Firefox, для Google Chrome), чтобы проверить свой макет. Иногда можно прямо в верстке исправить ошибки макета, но тогда нужно в коде написать комментарий, что и почему вы изменили.


🔔 Подписывайтесь на телеграм-канал «Аня учится пилить проекты»

Собираю там примеры интерфейсов и делюсь размышлениями про работу UX-редактора → ссылка на канал

«Билборд Малевича». Как я придумывала наружную рекламу

Для студентов второй ступени Школы редакторов Максим Ильяхов объявил конкурс. Расскажу о том, как я делала свою работу.

Условия конкурса

3 февраля 2020 года в художественной галерее им. Аси Челован открывается выставка о русском авангарде в изобразительном искусстве. Будут выставлены репродукции Малевича, Кандинского, Татлина и других художников. Будут картины, чертежи, плакаты. Выставка по-нормальному объяснит гостям, в чем крутость «Черного квадрата» и всего прочего абстракционизма и супрематизма. Исторический контекст, народные настроения, революция и всё такое.

Для рекламы выставки бюро закупает в Москве 300 билбордов размером 6 × 3 метра. Билборды будут приглашать на выставку.

Место: Большая Новодмитровская, 36, культурный центр «Куб»
Время: 12:00—22:00, пн—пт
Даты: 3—14 февраля
Билеты и запись на экскурсии: chelovan.ru

Задача

Спроектируйте макеты билбордов, которые будут привлекать людей на выставку. Учтите, что билборды будут установлены на оживленных улицах и проспектах. Результат выложите в виде картинок, на которых будет виден макет, наложенный на изображение билборда в городской среде.

Рассуждения

Я ничего не знаю про то, как делать дизайн уличных баннеров или билбордов. Поэтому просто рассуждала на тему, какими он должен быть, учитывая размер, возможные места размещения и ситуации, в которых их видят люди.

Особенности верстки. По условиям билборды будут установлены на оживленных улицах города. Средняя скорость движения автомобиля по городу примерно 60-70 км/ч. Значит, у пассажира есть всего несколько секунд, чтобы рассмотреть и прочитать информацию, а у водителя и того меньше потому, что ему нужно следить за дорогой.

Примерно так водитель видит среднестатистический билборд. Если текста много и нет контраста, прочитать что-то непросто

Из этого следует, что на билборде не стоит:

  • Писать длинный текст, потому что его невозможно прочитать.
  • Использовать мелкий шрифт и графику.
  • Делать сложный дизайн.

Мне нужно сделать простое сообщение о том, что это за выставка. И придумать простой визуальный образ, который создаст настроение и не будет отвлекать от текста.

Расположение. Не все места одинаково удачны для установки билборда. Во время движения водитель обычно смотрит на дорогу и не отвлекается на всякую ерунду. Соответственно, мне нужно:

  • привлечь внимание пешеходов,
  • установить билборды там, где водителям придется остановиться.

Для этого я тщательно отбираю мокапы. Мой билборд должен быть рядом с тротуаром (там его будут видеть пешеходы), на перекрестках и перед светофором (там водитель обязательно затормозит).

Идея. К сожалению или к счастью, основная масса населения не понимает современные течения искусства. Нам ближе реализм, где стол — это стол, а чашка — это чашка. Поэтому основным посылом я выбрала мысль, что «выставка все объяснит». Под «все» я понимаю идеи авангардизма, причины такого восхищения и материальной ценности картин, влияние на все искусство. Решила превратить это в слоганы.

Визуально я хотела поделить доступную площадь на части: с одной стороны будет самая важная информация, а с другой — авангардное настроение. При этом я не хотела использовать настоящие картины, чтобы не было проблем с авторскими правами и подбором слоганов.

Ход работы

Изначально я представляла билборд примерно таким:

Очевидно, что возникает проблема: текст на левой части макета не читается. Нужно сделать рисунок более лаконичным, чтобы буквы были хорошо видны на светлом фоне.

Я долго двигала, меняла и перекрашивала элементы и в итоге пришла к такому варианту:

Результат меня устроил. Человек стоит в углу и становится якорным объектом. Листочек занимает свободное место, поэтому в макете нет дыр. Разделение на две части макета и цветовое выделение позволяет создать связь между словами, чтобы показать — вся информация на сайте. Ну и кажущаяся строгость формы за счет линеек. В общем, я довольна.

И тут я поместила макет на мокап. Сразу видна проблема:

Издалека мой красивый листик кажется странным пятном. Невольно думаешь: это так задумано или баннер грязный? Уберем листик:

Мужик становится чужеродным элементом. Почистим:

Немного скучновато, но ничего не мешает читать. Оставляем.

По условиям конкурса в городе будет установлено 300 билбордов. Есть шанс, что человек увидит несколько наших билбордов. Поэтому делаю несколько макетов в разными слоганами. В них играем на разных чувствах:

  • Социальное — подчеркиваем влияние авангардистов на все искусство.
  • Прагматика — обещаем ответ на главный вопрос «И почему эта мазня так дорого стоит»?
  • Эмоция — вызываем интерес и любопытство с помощью провокационных вопросов вроде «Умел ли Малевич рисовать».

В результате у меня получилась серия из 4 билбордов:

Результат

Задачей было разжечь интерес читателя к выставке — достаточный, чтобы захотелось зайти на сайт. Максим Ильяхов оценивал решение этой задачи по 5 критериям:

  • Полезное действие выставки. Почему человек захочет на нее попасть? Каково число людей, которые захотят попасть, исходя из выбранного вами полезного действия? В ответ на какой стимул мы соберем больше людей — на стимул «деньги» или на стимул «стать более культурным»? Чем более попсовый и массовый мотив вы использовали в подаче рассылки, тем лучше.
  • Ясность. Нужно ли расшифровывать плакат? Есть ли там ребусы, мелкие элементы, нужно ли в него вглядываться? Так как это биллборд, лучше, когда всё ясно и читается издалека. Адрес сайта должен быть большим и мощным.
  • Использование формата. Биллборд висит в городской среде, вокруг что-то происходит. Биллбордов может быть несколько, это может быть серия. Используете ли вы эти возможности, чтобы лучше решить задачу? Серия биллбордов лучше, чем один. В идеале — чтобы биллборд как-то взаимодействовал со средой (этого не было ни у кого).
  • Красота. Красивое лучше некрасивого. Так как мы работаем с картинами, полезно было использовать их красоту на пользу. Если есть красивый супрематизм, его нужно было использовать как элемент дизайна плаката.
  • Шок-фактор. Иногда можно нарушить все правила и сделать просто полную дурь, и это запомнится и сработает.

Я считаю, что неплохо справилась с задачей:

Результаты конкурса. Так как работы не публиковались в свободном доступе, я на всякий случай размыла список других участников.
А это ко мне приехал приз за конкурс

Школа редакторов, первая ступень

Прошло уже две недели, как я учусь на второй ступени Школы редакторов, и я наконец собралась с духом, чтобы рассказать о первой. Она длилась четыре месяца. За это время я прочитала тонны лекций и советов, выполнила 14 заданий, сдала 40 тестов и сделала курсовую работу. Об этом и расскажу в этой заметке.

Сразу отмечу: информации о школе много и без меня. Я не буду стараться открыть Америку. Хочу просто рассказать, как это было у нас, что понравилось, а что не очень.

Так выглядел мой сертификат об окончании I ступени, пока я не отказалась идти на III ступень, а бюро за это не лишило меня сертификата. Рядом с каждой дисциплиной посчитала свои результаты

Вступительное задание

Чтобы поступить в школу, нужно было сделать одно из трех заданий: сверстать плакат, сверстать главную страницу сайта своего города или собрать статью по истории. Каждый год задание разное.

Я делала вступительное без подготовительных курсов, поэтому получила 4,08 баллов и оказалась на 24 месте в рейтинге. О процессе работы над плакатом я уже рассказывала.

Учеба

В нашем наборе Школа редакторов обучала по семи дисциплинам: текст и редактура, типографика и верстка, интерфейс и информация, верстка и прототипирование, переговоры и отношения, творчество и право, управление и результаты. Теперь право из программы убрали.

Процесс обучения полностью автоматизирован: каждый понедельник ты получаешь в личном кабинете порцию лекций, учишь, сдаешь тесты и задания. Все задания проверяют только по срокам — успел ли ты к дедлайну. Три раза пропустил дедлайн — отчисление.

Обратной связи нет. Но периодически преподаватели устраивали что-то вроде «горячей линии»: приходили на час в наш чатик в Телеграме и отвечали на вопросы. Конечно, задания не разбирали и советов по ним не давали, но общие вопросы можно было задать.

Тесты

Тесты традиционно вызывают бурю негодования. Они оказались именно такими, как их описывают в отзывах: странными, сложными, часто субъективными и криво сформулированными. Зачастую ты знаешь правило или принцип, но гадаешь, что имел ввиду преподаватель.

Ответов на тесты нам не говорят: мы видели только вопросы, на которые ответили неправильно. А за пару недель до конца учебы бюро решило лишить нас и этого — мы видели только итоговый балл. Объяснили это благими намерениями: чтобы не провоцировать обсуждения. В итоге результаты стали показывать, но только после дедлайна. Честно говоря, в выходные тебе уже некогда разбирать свои правильные и неправильные ответы, поэтому такое изменение правил на ходу считаю нечестным.

Большинство студентов прошлых потоков советуют распечатывать тесты и первый раз пробовать ответить на них до того, как читаешь лекцию. Так ты уже будешь знать, на что обращать внимание. У меня так не получалось. Я делала в три этапа: сначала читала лекцию, потом отмечала ответы в распечатанных тестах и делала пометки, потом делала перерыв и через день-два отвечала на компьютере, перепроверяя все ответы. Иногда находила глупые ошибки, сделанные по невнимательности.

Задания

Задания — самое интересное на первой ступени. Они оцениваются по дедлайну (некоторые мы оценивали друг у друга, но в рейтинг это не идет), но все равно это отличный опыт. Я советую изучить опыт студентов прошлых наборов, чтобы учесть их ошибки.

Ниже расскажу про задания по отдельным предметам.

Управление и результаты

Рисовали осьминожку знаний, составляли план роста на год и вели дневник задач. Последние два мне не зашли: помидорный метод в работе не прижился, а план роста я составляла, лишь бы сдать — очень сложно составить план роста на целый год вперед, когда даже не знаешь, закончишь ли школу.

Моя осьминожка. Она сильно отличается от той, что я нарисовала за 9 месяцев до этого: во-первых, стала оценивать себя иначе, а во-вторых, рисовала ее сама в Иллюстраторе, а не пользовалась сервисом. Кстати, Иллюстратор я открыла первый раз :)

Текст и редактура

Задания по редактуре были самыми полезными и интересными. Мы искали стоп-слова, редактировали тексты, верстали статью, делали текст для промостраницы.

Задание на параллельное изложение. Нужно было выбрать одну из статей и подготовить ее к печати: отредактировать текст, подобрать иллюстрации и сверстать так, чтобы можно было читать «по диагонали».

Сверстанная статья. Верстала в Индизайне. На первой неделе второй ступени Максим Ильяхов записал вебинар с разбором этого задания. Там он подробно рассказывает, что мне удалось, а что можно улучшить в этой работе.

Текст для промостраницы про диджейскую установку. По условиям нужно было просто написать текст и сдать гугл-док, а желающие могли сделать страницу на любом конструкторе и попросить Максима Ильяхова дать обратную связь. Я писала с просьбой оценить, он не ответил :( Но все равно считаю, что это задание было очень полезно.

У меня получилась такая промостраница. Верстала в редимаге, на больших разрешениях немного «едет»

Верстка и прототипирование

Мы делали два задания: верстали свое резюме и портфолио. Резюме можно было сверстать на любом конструкторе, а портфолио только в html. Я и то, и другое верстала на Bootstrap.

Интерфейс и информация

Было три задания: мы улучшали формы, таблицы и графики.

Задание на формы. Слева — исходный вариант, справа — то, что у меня получилось. Рисовала в Фигме

Переговоры и отношения

Переговоры казались мне самым сложным заданием. Нам предложили конфликтную ситуацию, разделили нас на пары и дали роли. Нужно было договориться. В нашем потоке за задание был фиксированный балл, а все равно волнительно. Но на деле все прошло не так страшно :)

Советую подготовиться к переговорам, посмотреть разборы и продумать, какие условия вы можете предложить.

Курсовая работа

Итогом всей учебы была курсовая работа. Нужно было за две недели написать и сверстать обучающую статью, применив все знания, полученный в школе. Курсовая дает 500 баллов, когда за каждый тест — только 100. В результате после курсовой рейтинг сильно поменялся, поэтому советую внимательно отнестись к заданию.

Не скажу точно, сколько времени я потратила на задание. В первую неделю я согласовала тему и читала материалы. В выходные села и плотно работала над структурой и текстом. К вечеру воскресенья у меня уже была готова верстка и текст. Всю следующую неделю я наводила красоту — правила верстку, редачила текст и т. д.

За курсовую я получила 355 баллов из 500 (самый высокий балл — 465, самый низкий — 245). Убедилась, что теория без практики мертва: старалась применять все изученные принципы, но все равно сделала не так хорошо, как хотелось.

Оценки за мою курсовую работу

Рейтинг

Рейтинг формируется исходя из баллов, полученных на неделе. Еще пару десятков баллов дают за участие в журнале «Кто студент» — нужно брать интервью, писать статьи и редачить.

Я начала на 24 месте, долго плавала между 17 и 20, а закончила на 29 месте и прошла на вторую ступень.

Мой рейтинг на первой ступени. График с сайта «Кто студент»

Идти или не идти в школу

Я честно описала учебный процесс, указала на много недостатков. Но факт в том, что я все равно не жалею, что пришла сюда. Пожалуй, обо всем кроме внезапного изменения правил по отношению к тестам я читала в отзывах других студентов и знала заранее.

Польза учебы очевидна:

  • Вся информация структурирована по темам, ее не нужно искать.
  • Лекции приводят в порядок все разрозненные знания по редактуре, дизайну, интерфейсам и отношениям с клиентом.
  • Вся теория готовит к самому главному — практике на второй ступени.
  • После школы не так страшно браться за неизвестные и сложные темы. Постоянно хочется учиться чему-то новому и снова и снова бросать вызов себе.
  • В школе можно познакомиться с интересными людьми и сильно вырасти за счет обмена опытом.

Многие лекции есть в советах или учебниках бюро. Например, весь курс «Типографики и верстки» слово в слово повторяет учебник, а лекции по прототипированию — это просто ссылки на советы. Поэтому если вы считаете, что вам достаточно только теории — не тратьте деньги. А если вы хотите научиться самим делать информационные продукты, не боитесь верстки и точно хотите идти дальше, то школа — это супервозможность. Здесь редактура — это не про буквы, а про смыслы и работу с визуалом.

Школа для тех, кто хочет учиться. И я продолжу на второй ступени :-)


🔔 Подписывайтесь на телеграм-канал «Аня учится пилить проекты»

Собираю там примеры интерфейсов и делюсь размышлениями про работу UX-редактора → ссылка на канал

«План победы» на 2020 год

2019 • 2020

План, который я составила в прошлом году, сработал плохо. Я загорелась идеей поступить в Школу редакторов, и мои интересы изменились: я стала читать другие книги, не смогла посвящать время другим курсам. А еще я решила сменить работу, поэтому занималась поиском, а не какими-то интересными проектами.

В целом мне оказалось сложно идти по плану, потому что все время попадается что-то новое и интересное. Прописать все на год вперед сложно, ведь я не могу предсказать, как изменится моя жизнь. Но от самой идеи планов и целей я пока не готова отказаться. Так что попробуем еще раз)

Рабочие цели

Я хочу из копирайтера перейти в настоящие редакторы. Для этого мне нужно овладеть практическими навыками создания информационных продуктов и помнить, что я отвечаю не только за текст. А еще перестать делать все самой и научиться выстраивать редакционный процесс: найти авторов, ставить им задачи и контролировать выполнение планов.

Управление проектом

— Изучить курс Ирины Усиченко о найме авторов и управлении редакцией
— Изучить «Курс молодого бойца для маркетолога»
— Составить редполитику для своей команды
— Прочитать «Дизайн-мышление в бизнесе. От разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей» Тима Брауна
— Прочитать «Сделай это завтра» Марка Фроста
— Прочитать «Scrum. Революционный метод управления проектами» Дженни Дули
— Систематизировать и отладить редакционный процесс

Создание продуктов

— Закончить вторую ступень Школы редакторов
— Освежить простого и продвинутого Главреда
— Найти и изучить курс по Adobe Illustrator
— Посмотреть «Введение в продуктовую работу» Школы дизайна Яндекса
— Прочитать «Новую Типографику» Ян Чихольда
— Прочитать «Совершенный код» Стив Макконнелла
— Прочитать «Психологию влияния» Роберта Чалдини
— Прочитать «Живую типографику» Александры Корольковой

Личный бренд (что бы это ни значило)

— Опубликовать несколько статей в интересных изданиях
— Обновить и переверстать портфолио
— Участвовать в вызовах главреда, если они будут
— Регулярно писать в блог

Личные цели

Я с осени 2019 года работаю полностью удаленно. Работа и личное время смешались. Я очень люблю свою работу, но без четких границ боюсь перегореть. Поэтому в этом году моя главная цель — найти баланс. Найти занятия, которые помогут отвлекаться. Перестать игнорировать домашние дела в пользу рабочим задачам.

Саморазвитие

— Заниматься английским
— Начать рисовать акварелью
— Научиться жить по графику и перестать «задерживаться на работе»

Финансы

— Ежемесячно откладывать деньги
— Постоянно вести учет доходов и расходов
— Увеличить доход на 15-25%

Здоровье

— Ежедневно делать зарядку
— Наладить питание
— Часто гулять

Чек-лист для редактора

Недавно в Школе редакторов опубликовали оценки за курсовую. В комментарии к моей работе Максим Ильяхов написал, что я нарушила некоторые принципы из чек-листа редактора.

Чек-лист — это список ссылок на разные заметки в блоге Максима Ильяхова, в которых описаны какие-то основные правила. Пользоваться им неудобно, потому что постоянно нужно уходить на другие сайты, искать главное в череде рассуждений. Поэтому я решила сделать для себя краткий конспект, чтобы на второй ступени проверять все свои работы перед тем, как сдать. А заодно потренироваться в верстке. Может быть, кому-то из студентов это тоже будет полезно.


🔔 Подписывайтесь на телеграм-канал «Аня учится пилить проекты»

Собираю там примеры интерфейсов и делюсь размышлениями про работу UX-редактора → ссылка на канал

Проект: страница Лаборатории поисковой аналитики

У нас в «Ашманов и партнеры» есть много крутых собственных технологий. На рынке таких больше нет, и это наше преимущество. Например, есть Лаборатория поисковой аналитики. Она помогает давать рекомендации, основанные на научном подходе к продвижению. Это круто, но никому непонятно, как она работает. Откуда берутся данные? В чем польза для клиента? Нужно об этом рассказать.

На сайте была страница, посвященная Лаборатории. Но она шаблонная и скучная.

Исходная версия страницы

Мы решили сделать редизайн, рассказать о всех направлениях работы, сделать страницу визуально привлекательнее и дать «пощупать» результаты.

Что такое Лаборатория

Лаборатория поисковой аналитики — это несколько технологических разработок, которые позволяют «расшифровывать» поисковые алгоритмы.

Алгоритмы ранжирования постоянно усложняются и оперируют сотнями факторов. К тому же, сейчас поисковой выдачей управляет самообучающаяся машина. Поэтому даже поисковики не знают наверняка, как на самом деле устроено ранжирование.

Эксперты Лаборатории действуют от обратного: они анализируют сайты, которые уже попали в топ. Смотрят, какими характеристиками они обладают и чем отличаются друг от друга. Сравнивают страницы в топе между собой и со страницами, которые в топ не попали. На основе полученных данных выясняют, какие параметры могут влиять на ранжирование.

Гарантий Лаборатория не дает: наличие статистически значимой связи между значением параметра и попаданием в топ или позицией еще не означает, что Яндекс или Google прямо учитывает данный параметр при ранжировании. Но полученные данные позволяют понять, в каком направлении двигаться.

Страница — для маркетологов и SEO-оптимизаторов

Этой страницей мы хотели решить три задачи:

  • рассказать о пользе Лаборатории маркетологам. Не углубляясь в детали, ответить на вопрос: «А что я-то получу от этого?»
  • дать полезные материалы оптимизаторам. Как правило, они уже знают о Лаборатории из публикаций и докладов на конференциях. Поэтому они приходят с конкретной задачей: например, скачать исследование.
  • сделать материал, который поможет нашим продавцам рассказывать о Лаборатории на встречах с клиентами.

Моя задача — подготовить контент и вести проект

Я в «Ашманов и партнеры» занималась сайтом: писала тексты, создавала страницы, ставила задачи на дизайн и разработку. В этот раз все было так:

  1. Я продумала структуру страницы. Для этого собрала всю информацию: изучила отчеты и опубликованные интервью, побеседовала со специалистами Лаборатории, плзнакомилась с интерфейсом. Потом собрала из этого черновик и согласовала: в первую очередь с руководителем Лаборатории, а с нашей стороны — с исполнительным директором.
  2. Поставила задачу на прототип. Мы хотели, чтобы страница выделялась на общем фоне и имела интерактивные элементы, но при этом оставалась в рамках фирменного стиля. Я не специалист по интерфейсам, поэтому обратилась к профессионалам. В процессе обсуждения скорректировала первоначальную структуру.
  3. Поставила задачи на дизайн и верстку. Следила, чтобы все было правильно: дизайн соответствовал логике текста, верстка была точно по отрисованному макету, во всех браузерах страница отображалась верно и не было ошибок. Когда макеты готовы, показала их руководителю Лаборатории.
  4. Подготовила ТЗ на разработку. Чтобы удобно было размещать контент, а некоторые блоки использовать на страницах других технологий, нужно продумать компоненты и решить, что добавлять в шаблон, а что делать статикой. Потом окончательно проверить, что все работает, как запланировано.
  5. Написала окончательный текст и подобрала иллюстрации. Заполнила весь контент на тестовом домене и окончательно согласовала. Проверила страницу на боевом сайте.

Собираю информацию

Довольно долго мы не знали, с какой стороны подойти к задаче. «Под капотом» Лаборатории сложные технологии, основанные на методах математической статистики. Как это все работает, хорошо знает только руководитель Лаборатории Михаил Волович. Первым делом я обратилась к нему. Михаил посоветовал мне изучить аналитические отчеты, которые Лаборатория готовит с ноября 2017 года.

Аналитический отчет — это глобальное исследование факторов ранжирования. В нем даны теоретические рекомендации для оптимизаторов: какие коммерческие факторы сейчас важны, правда ли ссылки до сих пор работают и т. д. И подробно описана методика такого исследования.

Введение к отчету за 2018 год

На рынке о Лаборатории знают благодаря этим отчетам. Они публикуются в свободном доступе, тиражируются и выдержки из них перепечатываются в отраслевых СМИ. Но еще Лаборатория — это внутренний сервис, который помогает продвигать сайты наших клиентов. Это приоритетное направление, поэтому о нем нужно рассказать побольше.

Уже несколько лет Лаборатория делает бесплатные аудиты сайтов для участников конференции Optimization. Они автоматические: специалисты загружают в систему запросы и страницы сайта, а получают документ с рекомендациями. Результаты обсуждают на мастер-классе. Оказалось, что такой же документ генерируют оптимизаторы, когда работают с сайтами клиентов. Я попросила несколько примеров, чтобы их изучить.

Потом я пообщалась с оптимизаторами и расспросила их, как они используют Лабораторию. Они показали интерфейс, дали примеры отчетов и сделали скриншоты.

Интерфейс внутреннего сервиса, актуальный на февраль 2019 года

Так я узнала, что внутренний сервис экономит оптимизаторам много времени:

  • автоматически сравнивает сайт клиента с конкурентами и сайтами в топе, а потом генерирует таблицы с результатами анализа;
  • формирует понятный отчет для клиента со скриншотами. Оптимизатору остается только дополнить его данными и поправить, если нужно;
  • помогает поставить ТЗ копирайтеру: рассчитывает нужный объем, вхождения и даже дает список слов, которые не являются ключами, но их полезно использовать.

На самом деле, всю эту работу можно сделать и без Лаборатории. Но этим придется заниматься вручную, а это долго и ненадежно — человек всегда может что-то пропустить.

Готовлю структуру страницы

Когда я получила общее представление о возможностях Лаборатории, выстроилась логика страницы:

  • описание работы сервиса (как работает Лаборатория) и главный вывод, зачем это все нужно
  • описание направлений работы — исследования, аналитика для оптимизатора, отчеты для клиента, задания для копирайтеров. В каждом блоке объяснение, иллюстрация и практическое применение со ссылкой на другой раздел сайта.
  • факты о Лаборатории — как давно существует, сколько параметров отслеживает. Ссылка на интервью с основателем.
  • рейтинг самых главных параметров для поисковых систем, основанный на данных из последнего отчета. На каждый параметр можно кликнуть и узнать подробности. Польза и элемент интерактивности :)
  • все отчеты Лаборатории, которые можно скачать за подписку на рассылку.

Такая структура легла в основу прототипа.

В процессе работы над дизайном мы внесли изменения:

  • полезное действие технологии вынесли на самое заметное место — под заголовком.
  • по просьбе Михаила в блок «Что мы делаем» добавили информацию о сервисах: на данных Лаборатории основаны «Тургенев» и AnalyzeThis.ru.
  • добавили FAQ. Текст этого блока взят из отчета «Факторы ранжирования — 2019. Финансы».

Что дальше

Самое долгое — подготовить контент. Когда готов макет, начинается рутина: поставить задачу верстальщикам, все проверить, передать задачу дальше. Параллельно с версткой и разработкой я редачила текст.

Пока мы придумывали страницу, у внутреннего сервиса обновился интерфейс — пришлось переснимать скриншоты и вносить изменения.

7 августа мы выложили готовую страницу на боевом сайте. Сейчас мы накапливаем данные и отслеживаем аналитику. Возможно, в будущем коллеги внесут в нее изменения.

Готовая страница, актуальная на август 2019 года

Джеф Раскин «Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем»

Джеф Раскин известен как специалист по компьютерным интерфейсам и инициатор проекта Macintosh или Mac — персональных компьютеров Apple. Свой опыт он обобщает в книге «The Humane Interface», которая была издана в 2000 году.

По мнению Раскина, интерфейс считается человекоориентированным, если он отвечает нуждам человека и учитывает его слабости. В книге он говорит, как разрабатывать интерфейсы с учетом принципов когнетики и решить проблемы взаимодействия человека с компьютером.

***

Интерфейс — это то, как вы решаете задачу с помощью продукта. Т. е. это совершаемые вами действия и то, что вы получаете в ответ.

Основные идеи
Простое должно оставаться простым

Установить время на механических часах гораздо проще, чем на электронных. Поэтому их интерфейс лучше.

Какой сложной бы не была система, простые задачи должны оставаться простыми.

Задача — проектирование — разработка

Пользователи не задумываются над тем, как устроена машина, пока она справляется со своими задачами. Им не важен процессор и вся техническая начинка, имеет значение лишь удобство и результат. Но видят они только интерфейс — значит, для них это конечный продукт.

На первом этапе разработки нужно определить, что именно
должен сделать пользователь для получения результата и как система должна отвечать на каждое его действие. В ходе работы определение задачи скорее всего будет меняться.

Определив задачу, для которой предназначен продукт, сначала спроектируйте интерфейс, а потом приступайте к его реализации.

Человек концентрируется только на чем-то одном

Одно из самых важных ментальных ограничений человека — у нас только один локус внимания. Это значит, что из всех объектов или явлений окружающего мира, которые вы воспринимаете с помощью своих чувств или воображения, в каждый момент времени вы можете сконцентрироваться только на одном.

Пользователь, поглощенный своей задачей, не замечает уведомления, подсказки и другие попытки системы пообщаться с ним.

Единственное, чем мы можем помочь — это сделать так, чтобы пользователь не мог совершить ошибок или имел возможность сразу отменить результаты своего действия.

Хороший интерфейс работает независимо от степени поглощенности пользователя. Предупреждения о потенциальных ошибках бесполезны.

Нужно учитывать привычки

При постоянном использовании интерфейса у вас формируются определенные привычки. Любая привычка означает отказ от внимания к деталям. В этом смысле задача дизайнеров заключается в том, чтобы создавать интерфейсы, которые не позволяют привычкам вызывать проблемы у пользователей.

Многие компьютеры перед неизбежным действием задают вопрос: «Вы уверены?» После этого вам требуется ввести либо «Да», либо «Нет» в качестве ответа. Пользователь привыкает отвечать «Да» на любую команду. Из-за постоянного повторения это становится привычным действием и, вместо того чтобы остаться отдельной ментальной операцией, превращается в часть действия по удалению файлов.

Любой запрос о подтверждении, требующий установленного ответа, вскоре становится бесполезным.

Обратной связи недостаточно

Разные режимы ведут к ошибкам. Средств обратной связи и индикаторов текущего положения системы недостаточно, чтобы обеспечить устранение ошибок, вызванных режимами. Потому что это не находится в локусе внимания.

Лучше избегать режимов. Когда появятся привычки в пользовании интерфейсов, не нужно будет задумываться или планировать действие, поэтому внимание будет сосредоточено только на содержании работы.

Не всегда нужны лишние настройки

Большинство пользователей просто хотят выполнить свою работу. Их не волнует, какой шрифт принят по умолчанию и т.д.

Добавляя в программу настройки, мы обременяем пользователя новой задачей: скажем, помимо электронных таблиц, приходится изучать еще и опции по их настройке.

Время, которое тратится на изучение и выполнение пользовательских настроек, — потерянное с точки зрения текущей задачи.

Пользователь слепой

По отношению к тому, что находится вне нашего локуса внимания, мы все в самом прямом смысле слепые. Поэтому элементы интерфейса называют привычными, если ими может пользоваться «слепой» пользователь.

Нажимать кнопку или нажимать и удерживать?

Пользователь должен уделять время содержанию и работе с ним, а не управлению системой. Поэтому квазирежимы (когда нужно удерживать клавишу) должны использоваться для управленческих функций, тогда как для создания содержания должны применяться операции без задействования квазирежимов.

Правильный порядок действий: сначала выбирать объект, потом действие с ним

Модель «существительное-глагол»: сначала выбрать объект (выделить абзац), а потом указать действие (выбрать шрифт).

Модель «глагол- существительное»: сначала выбрать действие (изменить шрифт), потом — объект (абзац).

Подход «существительное-глагол» лучше. Преимущества:

  • Уменьшение количества ошибок — команды выполняются сразу, пока еще находятся в локусе внимания пользователя.
  • Скорость — не нужно переключать свое внимание с содержания (которое и вызвало необходимость выполнения операции) к самой команде и затем опять к содержанию, чтобы можно было выделить необходимый участок текста.
  • Простота и обратимость — чтобы выбрать другой текст, не требуется нажимать кнопку отката или применять какой-либо другой способ отмены действия.

Применение методов «глагол-существительное» должно ограничиваться только выбором из палитр, если они предназначены для непосредственного использования.

Делать объекты состоятельными

Элементы управления считаются состоятельными (affordance), когда по внешнему виду элемента понятно, какая у него функция. Если будет ручка — пользователи будут ее крутить, если кнопка — нажимать.

То, какую состоятельность будет иметь элемент интерфейса, зависит от опыта и знаний пользователя, а также от контекста, в котором он этот элемент встречает. Каждый видимый элемент должен быть состоятельным.

Делать жесты монотонными

Монотонность — это вторая сторона отсутствия модальности. В интерфейсе, который не имеет режимов, данный жест пользователя может иметь один и только один результат: жест g всегда приводит к действию a.

Перед разработчиками интерфейсов стоит задача по поиску монотонного решения, чтобы обеспечить такие преимущества: легкость изучения, простоту внедрения, минимум документации и небольшой размер расходов на обслуживание. Суть монотонности — для вызова одной и той же команды не должно использоваться много жестов.

Дихотомия «новичок-эксперт» — миф

Фаза профессионального владения интерфейсом характеризуется бессознательным использованием его возможностей. Поэтому менять интерфейс на другой при достижении какого-то уровня — раздражать пользователя.

Простота и ясность функций и их видимость важны и для новичков, и для экспертов. Причем переход от одного статуса к другому не должен требовать переучивания.

Двойная «дискликсия»

Интерфейсная техника, называемая «двойным кликом», т. е. двойное нажатие кнопки за короткий временной промежуток и без какого-либо значительного перемещения курсора между двумя нажатиями, имеет некоторые недостатки. То, каким образом двойной клик используется во многих сегодняшних интерфейсах, вынуждает пользователей запоминать не только то, по каким именно элементам можно дважды щелкать мышью, но и то, какой результат возникает в ответ на этой действие по отношению к разным классам элементов интерфейса.

Уменьшать задержки или делать их понятными

Если при использовании какого-то управляющего элемента на экране монитора в течение приблизительно 250 мс ничего не возникает, пользователь, скорее всего, может почувствовать беспокойство, решит сделать еще одну попытку или подумает, что система неисправна.

Если задержки неизбежны, в интерфейсе должна быть обратная связь, которая о них сообщает. Например, индикатор хода задачи (status bar), отражающий оставшееся время. Если неизвестно, сколько времени займет операция, так и скажите пользователю.

Хороший интерфейс выдает сообщение, что информацию от пользователя программа приняла и правильно распознала.

Унифицировать команды

Если сделать во всех приложениях одинаковые команды, можно устранить модальность.

Разработка интерфейсов должна быть основана на идее, что любые объекты, которые выглядят одинаково, одинаковы.

Каталог элементарных действий

Элементарные действия, выполняемые пользователем в различных комбинациях, порождают набор элементарных операций, которые применяются к содержанию и используются почти во всех интерфейсах. Перечислим, какие операции пользователи применяют к содержанию:

  • Указание. Указывают на то или иное содержание.
  • Выделение. Выделяют какое-то содержание.
  • Активизация. С помощью «клика» активизируют содержание.
  • Модификация или использование (с помощью команд):
  • Генерация. Модификация из «пустого» в «непустое».
  • Удаление. Модификация из «непустого» в «пустое».
  • Перемещение. Вставка содержания в одно место и одновременное его удаление из другого.
  • Трансформация. Преобразование в другой тип данных.
  • Копирование. Содержание может быть отправлено или получено от внешнего устройства или скопировано в другую область внутри системы. Например, содержание распечатывают, отправляют по электронной почте, сохраняют на жестком диске, копируют в другой документ.

Подсветка (highlighting) означает, что с помощью каких-либо средств отображенному на экране объекту придается заметное отличие. Когда пользователь наводит курсор на какие-то объекты, они должны быть подсвечены.

Указание (indication) — это подсветка единичного объекта при перемещении курсора без каких-то других действий со стороны пользователя (например, без клика мыши). С помощью указания пользователь может в любой момент знать, на какие объекты он указывает с точки зрения системы.

Выделение (selecting) — это процесс, с помощью которого пользователь указывает, что один или несколько объектов имеют особый статус, который может быть воспринят системой. Как результат процесса получается выборка (selection).

Три недостатка выборок:

  1. Команда для создания составных выборок невидимая.
  2. Когда создаешь большую выборку, иногда случайно отпускаешь «Shift» и щелкаешь по следующему файлу, — вся выборка отменяется.
  3. Механизм — «переключатель»: один и тот же жест отменяет и устанавливает выделение.

Решения:

  1. Сделать экранную подсказку.
  2. Установить специальную команду, с помощью которой текущая выборка определяется как объединение старого и текущего выделения. Благодаря такой команде пользователь сосредоточился на создании выборки, не заботясь о том, что было выбрано до этого.
  3. Сделать разные команды для установки и удаления. Операторы Отменить и Повторить являются основополагающими, и их функция настолько важна, что в будущих системах для них должна быть предусмотрена специальная клавиша.

Когда процессом взаимодействия управляет человек, в фокусе обычно находится текущая выборка. Если же система отвечает на действие пользователя или внешней системы, в фокусе обычно находится результат действия.

Подстраивать команды под естественный язык

Синтаксис, который мы выбираем для написания команд, не должен исключать пробелы или символы новой строки. Любые ограничения, накладываемые на набор допустимых символов, используемых для набора команд, в будущем приведут к проблемам.

Следует сделать так, чтобы машина подстраивалась под нас, а не подстраивать обычаи естественной речи под то, что проще решить с точки зрения программирования.

Не подвергать работу пользователя риску

Человекоориентированный интерфейс никогда не подвергает работу пользователя риску => ввод с клавиатуры не замещает выделенный текст и не отменяет выделение текущей выборки. Случайная потеря хотя бы одного символа может означать потерю части телефонного номера, которая не может быть восстановлена.

Удаление текста должно проходить явным образом по желанию пользователя и не быть побочным эффектом другого действия.

Побочный эффект — это следствие применения команды, при котором изменяется содержание или события, которые не находятся в локусе вашего внимания. В только что рассмотренном случае в локусе вашего внимания находится текст, который вставляется, а побочным эффектом является удаление. Устранение побочных эффектов должно быть одной из целей для разработчика человекоориентированпого интерфейса.

Раскин советует отказаться от функции перетаскивания. Меньшее число ошибок и проблем будет хорошей компенсацией для пользователей, которые привыкли перетаскивать текст.

Отказаться от имен файлов и иерархической структуры

Необходимость давать имена файлам увеличивает ментальную нагрузку на пользователя. Это одна из главных бедствий, которым страдают современные компьютерные системы. Между именем файла и самим файлом не должно быть различия.

Человеческий мозг способен более эффективным образом использовать быструю, полнотекстовую поисковую систему, поэтому любое слово или фраза из файла может служить ключом к нему. Содержание текстового файла — его самое лучшее имя.

Отказ от использования иерархической файловой структуры не означает отказ от структурирования сохраняемой информации. Ничто не мешает вам создавать оглавления и указатели — но тогда структура будет частью вашего содержания, а не интерфейса. Такая структура не будет устанавливаться разработчиками, у которых могут быть другие идеи, отличные от ваших.

Использовать каждый символ

Программа должна взаимодействовать с пользователем на основе наименьшей единицы ввода. Пишешь с клавиатуры — познаково, говоришь голосом — пословно и т.д.

Сделать универсальные команды

Команды, которые должны быть доступны для пользователя в любой момент:

  • проверить орфографию в текущей выборке;
  • использовать текущую выборку как арифметическое выражение и вычислить его;
  • передать текущую выборку по электронной почте;
  • передать текущую выборку по факсу;
  • перейти по данному URL;
  • выполнить текущую выборку как программу, написанную на языке Java или любом другом.

Не увлекаться пиктограммами

Пиктограммы делают интерфейс более привлекательным в визуальном отношении и, при определенных условиях, могут способствовать большей понятности. Но иногда, вместо того, чтобы объяснять, пиктограммы зачастую сами требуют объяснений. К тому же, смысл пиктограмм часто зависит от культуры.

Количество пиктограмм, которые видно одновременно, не должно превышать 12.

Пиктограммы должны:

  • визуально отличаться друг от друга
  • хорошо отражать соответствующее понятие
  • иметь разумно большой размер (обычно больший, чем могла бы быть текстовая надпись).

Пиктограммы нарушают принцип видимости, потому что смысл пиктограмм остается невидимым. Используйте пиктограммы только тогда, когда исследования показывают, что они эффективнее. Не бойтесь использовать текст.

Исключить ошибки, а не предупреждать о них

Когда вы пытаетесь написать текст сообщения об ошибке, пожалуйста, остановитесь и переделайте интерфейс таким образом, чтобы условие, при котором это сообщение об ошибке вызывается, не возникало.

Если отказаться нельзя, то сделайте сообщение об ошибке на полупрозрачном фоне. Так, пользователь увидит его и продолжит работу на компьютере, глядя на экран сквозь выданное сообщение. Сообщение закроется само, когда пользователь выполнит действие (перемещение курсора действием не считается).

Если выдается сообщение, которое не требует ответа от пользователя, оно должно быть устранено.

Пусть потеет машина

Не предоставляйте пользователю тех средств управления, которые должны работать всегда или никогда.

Если пользователь в следующий момент времени может выполнить только одно действие, пусть его выполнит компьютер.

Критика — благо

Если покупатель тратит свое время на тщательный анализ вашего продукта и делает конструктивные предложения для его улучшения, относитесь к этому с вниманием. Это нельзя рассматривать как попытку сделать вам выговор или нанести оскорбление. Этим он демонстрирует лояльность и интерес к вашему продукту.

Упрощать аппаратное обеспечение

Кабели должны присоединяться и отсоединяться от компьютера независимо от того, включен он или нет. Если их нельзя заменить без выключения питания, они становятся модальными.
Кратко не значит понятно

В большинстве современных интерфейсов акцент делается на краткость в ущерб ясности. Почему мы должны заниматься расшифровкой непонятного названия «Список» в выпадающем меню в текстовой программе, когда можно было бы использовать более понятное «Создать указатель или оглавление».

Не следует путать простой внешний вид экрана с простотой использования интерфейса.

Принципы отображения информации по Э. Тафти

Визуальный дизайнер Эдвард Тафт (Edward Tufte, 1983, с. 105) разработал принципы отображения информации, среди которых первыми тремя являются следующие:

  • данные следует показывать прежде всего остального;
  • следует максимально увеличивать долю чернил, используемых для отображения данных;
  • следует максимально уменьшать долю чернил, которые не используются для отображения данных.

Для того чтобы приложить эти принципы к устройствам с дисплеями, требуется всего лишь заменить в них слово чернила на слово пикселы. Серьезный, профессиональный пользователь желает, чтобы экраны были до отказа заполнены полезным содержанием. Экраны должны быть хорошо обозначены, снабжены простыми механизмами для осуществления поиска и получения информации, отражающей суть данного экрана. (В конце концов, раз уж мы сели за компьютер, мы должны извлечь из этого максимальную пользу.)

Законы интерфейса

Первый закон интерфейса

Компьютер не может причинить вред данным пользователя или своим бездействием допустить, чтобы данным был причинен вред.

Второй закон интерфейса

Компьютер не должен тратить впустую ваше время или вынуждать вас выполнять действия сверх необходимых.

Зачем создавать качественный интерфейс?

Тщательное проектирование и детальное определение технических и других требований не замедляют, а, наоборот, ускоряют процесс разработки. Создание качественного интерфейса полезно и с точки зрения долгосрочной перспективы, поскольку в результате приводит к:

  • большей продуктивности работы пользователя;
  • большему удобству для пользователя;
  • большей ценности в глазах покупателя;
  • уменьшению расходов на поддержку покупателей;
  • ускорению и упрощению процесса внедрения;
  • преимуществу перед конкурентами на рынке;
  • лояльности к данной марке;
  • упрощению инструкций и онлайновой помощи;
  • более безопасным продуктам.

Идеальный интерфейс по мнению Раскина

Интерфейс с рабочим столом имеет довольно низкую эффективность, так как, находясь на его уровне, вы не можете выполнять свои задачи. В человекоориентированном интерфейсе, в котором нет ни рабочего стола, ни приложений, пользователь может в любой момент работать с необходимым ему содержимым.

Мы можем отказаться от использования файлов и файловых имен, оставив только одно пространство — пространство содержимого. В такой среде не нужно открывать или закрывать документы — вы просто уменьшаете масштаб системы до их размера и начинаете работать. Вам не нужно открывать приложения — вы просто копируете чистый документ. Игру не нужно запускать, вы просто масштабируетесь до нее.

Интерфейс должен быть по возможности самообучающимся. Это не означает, что интерфейс должен быть интуитивным, а означает, что пользователь может легко найти понятные объяснения или инструкции в тех случаях, когда он в них нуждается. Для упрощения процесса изучения при первой активизации продукта на экране должен отобразиться экран с текстом инструктивного содержания. Учебник и полное руководство по использованию должны быть частью интерфейса, доступной в любой момент.

Ранее Ctrl + ↓